Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Вторник, 2 Декабрь 2008, 09:00 2176 1

Директор колледжа искусств Коми Андрей Дикоев: «65 лет без концертного зала — нонсенс»

Колледж искусств Республики Коми — одно из старейших средних специальных учебных заведений республики. В этом году учреждение отметило свой 65-летний юбилей. Творческие традиции училища складывались на протяжении ряда десятилетий и приблизили его к зрелому возрасту. О работе и перспективах развития колледжа в интервью агентству «КомиОнлайн» рассказал его директор Андрей Дикоев.

Андрей Викторович, 65 лет для образовательного учреждения — немалый срок. Он говорит и о статусе, и о наработанной школе, крепких традициях. А с чего все начиналось?

До того момента, когда в Коми появилось училище для одаренной молодежи со всей республики, первые ростки музыкального профессионального образования пробивались в годы Второй мировой войны. В далеком 1939 году на базе детской художественной студии была открыта первая музыкальная школа под руководством Сергея Пятиева, а в октябре 1943 года создано первое среднее специальное музыкальное учебное заведение — музыкальное училище. Это событие имело огромное значение в культурной жизни республики. Закладывались основы подготовки кадров для развития музыкальной культуры. После войны по всей республике открылись музыкальные школы, а в 1958 году — музыкальный театр. В числе новых задач — подготовка специалистов для театра, преподавателей музыкальных школ, руководителей художественных самодеятельных коллективов. В эти годы укрепляется материальная база и педагогический коллектив. В 1975 году музыкальное училище приобретает статус республиканского, а спустя 30 лет переименовывается в колледж искусств Коми.

Специалистов каких направлений музыкального искусства готовит колледж?

В настоящее время обучение в колледже проходят порядка 250 студентов. На 13 отделений принимаются выпускники 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений, а также те, кто закончил специализированные, — музыкальную, художественную школы. На отделениях «Академическое пение», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Руководитель народного хора», «Хоровое дирижирование», а также «Дизайн» может обучаться молодежь, не имеющая музыкальной и общехудожественной подготовки, но обладающая яркими творческими способностями. Специально для них при колледже организовано годичное подготовительное отделение по всем специальностям. Педагогические навыки наши учащиеся приобретают в школе практики, обучая основным музыкальным дисциплинам школьников.

Какие специальности сегодня наиболее популярны?

Самая популярная специальность — дизайнер. Здесь всегда большой конкурс и есть платная группа. Повышенное внимание к эстрадному отделению — общая тенденция по стране, молодежь мечтает «звездной» профессии, надеется попасть на какую-нибудь «Фабрику звезд», оказаться в лучах широкой славы. Но было время, когда на одно свободное место претендовало 20 абитуриентов-баянистов. До сих пор абитуриенты, особенно из районов Коми, всем другим предпочитают отделения народного хора и сольное народное пение. Также популярны отделения академического пения и специального фортепиано — одни из самых старейших, открытых 65 лет назад. Гимназия искусств при главе Коми постоянно готовит кадры для зачисления к нам на специальность «Хореографическое искусство».

Как обстоит дело с трудоустройством ваших выпускников?

Выпускники колледжа работают во всех районах и городах республики, выступают на ведущих сценах страны, преподают в различных учебных заведениях. Около трех тысяч специалистов подготовлены и выпущены колледжем за время его существования. Наши выпускники — заслуженные артисты театра и кино. Но чтобы они возвращались в Коми, необходимо готовить среду и создавать достойные рабочие места, а мы, наоборот, теряем многих из них, учим и отпускаем за пределы региона. Я согласен — собственная консерватория республике не нужна, пусть выпускники пополняют багаж знаний в культурных центрах России, но потом приезжают домой.

Кто готовит ваших талантов?

Огромную работу по воспитанию молодых творческих кадров проводит высокопрофессиональный педагогический коллектив училища. Его костяк составляют выпускники ведущих вузов страны — Московской, Санкт-Петербургской, Петрозаводской, Саратовской, Кишиневской консерваторий, института имени Гнесиных. Основной контингент преподавателей — это педагоги с большим стажем и опытом педагогической деятельности. Среди преподавателей много заслуженных работников культуры России и Коми — Николай Маегов, Лариса Попова, Ия Сенюкова, Александр Ситкарев, Светлана Рузова, Юрий Мецгер. За последние годы много молодых талантливых специалистов влилось в педагогический состав. Такие педагоги, как Елена Лапшина, Игорь Суровцев, Ольга Рочева, несомненно, являются продолжателями педагогических традиций нашего колледжа. Работать к нам, как правило, едут те, кто душой и сердцем любит искусство, музыку и непременно обладает терпением. Мы теряем наших учителей только по причинам печального свойства. Все работают по любви, никто не ушел, несмотря на вереницу тяжелых времен. Здесь невозможно удержаться без любви к искусству, без желания и таланта.

Говорят, творческим человеком можно родиться, но так и не стать им. Как колледж воспитывает тягу к творчеству у учащихся?

В наше непростое время, когда массовая культура угрожает истребить всяческие проявления искусства в широкой слушательской среде, молодежь можно воспитать только путем тяжелой, планомерной художественно-просветительской работы. На различных площадках города проходят сольные концерты инструменталистов, вокалистов, хоровых коллективов, инструментальных ансамблей различных направлений, составов и стилей, тематические лекции-концерты, посвященные различным датам и личностям, прославившим как мировое, так и национальное искусство. Постоянно действующие творческие коллективы вырабатывают навыки коллективного музицирования, способствуя многостороннему развитию молодых дарований. Национальное радио и телевидение республики нередко приглашают участвовать в музыкальных программах как солистов-преподавателей, так и их талантливых воспитанников. И, конечно, ничто так сильно не воспитывает творчество, как личный пример педагога, его отношение к делу.

Какие формы социальной поддержки студентов существуют в колледже?

Соглашусь, что студенты в России во все времена относились к незащищенным слоям нашего общества. Поэтому в колледже есть «Благотворительный фонд Григория Заривняка и колледжа искусств Коми». Эта организация поддерживает перспективных студентов, которым уже вручили более 30 стипендий. Также оказывается финансовая помощь участникам конкурсов и фестивалей, выплачивается материальная помощь наиболее нуждающимся студентам. Педагогический коллектив и администрация нашего учреждения старается, чтобы уровень жизни студентов колледжа искусств соответствовал новыми социально-экономическим условиями.

Современная реформа образования в Коми тяготеет к объединению различных учебных заведений. Как вы к этому относитесь?

Нас долго пытались объединить с республиканским колледжем культуры. Но это учреждение совершенно иного профиля. При всем моем уважении к коллегам из колледжа культуры, следует признать, что между нами есть разница, она тонко различимая, но несовместимая. Нельзя смешивать два таких понятия как культура и искусство. Первое — это некая почва. На ней произрастают цветы, которые уже являются плодами искусства. Подобное слияние двух колледжей по стране не принесло положительных результатов. У нас из 100 педагогов почти все закончили консерватории, сотрудники колледжа культуры — вузы. Отсюда и разность в подготовке преподавателей и разные цели обучения.

У нас есть планы на будущее, так сказать, своя реформа. Но новые отделения музыкального менеджмента и звукорежиссуры мы пока не открываем, хотя специалисты в этих областях региону требуются. 65 лет колледж искусств функционирует без собственного концертного зала. Это тормоз в развитии — мы не можем оборудовать звуковую студию и записывать студентов, концерты гостей. Зал оказал бы помощь в популяризации классической музыки и привил к ней любовь среди горожан силами педагогов и учеников. Признаюсь, ситуация в Сыктывкаре близка к катастрофической — мы играем сами для себя. Серьезных музыкантов приходится всячески заманивать. А массовый слушатель не приучен посещать культурные встречи и жить духовной жизнью. Тем не менее, в рамках 65-летия мы организуем концерт 5 декабря в республиканской филармонии и планируем совершить поездки по районам Коми с профориентационной работой.

Что, по вашему мнению, нужно изменить в самой системе среднего профессионального образования?

Не стоит ничего менять. Чтобы продолжался приток деятелей культуры в общество, нужно сохранить линию «музыкальная школа — училище — вуз». Если мы потеряем хоть одно звено из этой цепи, то лишимся части или всей традиции. Например, не хотят учиться играть на русских музыкальных инструментах в училище, поэтому теряются таланты. В науке все зафиксировано в книгах, в искусстве же рецептов нет. Описание игры, вплоть до движения пальцев, не даст результатов, так как традиции передаются устно. Все, что зашифровано в нотах, — лишь схемы, в которые нужно вдыхать жизнь. Натуру человека не изменить, он будет играть по-своему. Поэтому нужно уметь приспосабливаться к условиям времени, искать новые пути.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама

Кто есть кто

Пеллер
Клаус
Родился 14 августа 1967 г.
Реклама
Реклама

Календарь

«Август 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Реклама


Реклама