Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 9 июля, 2008, 15:50 689 0

Дорожные проблемы власть и бизнес должны решать сообща – депутат Госдумы Ростислав Гольдштейн

«Пора предпринимать!» — правило современной жизни». Конгресс Национального бизнеса под таким названием прошел в Москве в четвертый раз. В его рамках состоялись круглые столы по наиболее важным для страны проблемам. Один из них — «Власть и бизнес: строим вместе? Частно-государственное партнерство в развитии транспортной инфраструктуры». Позицию законодательной власти представлял заместитель председателя комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн. Его предложения учтены при принятии общей резолюции по окончании дискуссии. О важнейших вопросах в связи с дорожной темой круглого стола на самом представительном российском форуме власти и бизнеса парламентарий рассказал «КомиОнлайну».

Ростислав Эрнстович, на ваш взгляд, каково должно быть участие государства в решении дорожных проблем?

Надо отметить, что тон этой теме на конгрессе был задан выступлением председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова, который подчеркнул, что государство должно заниматься тем, что кроме него сделать никто пока не может, а делать — надо. Надо строить дороги. Ведь потери от плачевного состояния дорожной сети — 3-6 процентов ВВП в год.

Насколько эта проблема актуальна именно для севера?

Русский Север особенно страдает. Всем жителям, включая, конечно, бизнесменов, и без того приходится преодолевать немало трудностей из-за удаленности, необъятных территорий вдобавок к суровым природно-климатическим условиям. В районах европейского Севера плотность дорог с твердым покрытием в 8 раз ниже, чем в целом по России, а в районах Сибири и Дальнего Востока — в 15 раз. Треть населенных пунктов страны оторваны от единой автодорожной системы страны и львиная доля таких отрезанных от «большой земли» территорий именно на Севере.

И как это влияет на экономику?

Последствия таковы: ограничение возможностей экономического развития, затруднения реализации крупных промышленных проектов, снижение объема инвестиций и значительное повышение транспортных издержек. Огромные территории десятилетиями дожидаются освоения. А это уже вопрос политический, не освоим их мы — желающих получить эти лакомые куски в мире множество. И нас уже попрекают — дескать, несправедливо иметь одной стране столько богатств. Мы же, не освоив материковых земель, уже заглядываемся на Арктику. И правильно делаем, вот только без транспортной инфраструктуры — хотя бы развития Северного морского пути — рассчитывать на благоприятный исход данного предприятия вряд ли стоит. Недаром говорят, что дороги — кровь экономики. Где появляются они — рождается иное качество жизни. Это в полной мере касается Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока. То есть большей части территории страны. Здесь же находится значительная часть полезных ископаемых планеты, которые без дорог смело могут называться бесполезными. Значит, ускоренными темпами должна развиваться инфраструктура именно северных территорий. Без этого не будет ни поступательного экономического роста, ни выполнения той задачи, которую поставило руководство страны: перехода от простого освоения ресурсов к их глубокой переработке.

Каковы основные сложности в Коми в сфере развития дорожной инфраструктуры?

Основная проблема который уже год у всех на слуху. Вместе с Архангельской областью, Пермским краем, Ямало-Ненецким автономным округом мы остро нуждаемся в «Белкомуре». И я еще раз напомнил об этом в тех предложениях, которые будут учитываться в итоговых документах конгресса. При реализации проекта регионы получат мощный экономический толчок: новые предприятия, короткий выход к северо-западным, в том числе незамерзающим портам России и Финляндии, а также на Транссиб. Выгода очевидна. Пермские транспортные магистрали, которые сейчас заканчиваются тупиками, станут транзитными дорогами между Европой, Центральной и Юго-Восточной Азией. Тем не менее, строят эту дорогу с 30-х годов прошлого века.

В чем же дело?

Причин много. Одна из основных, которую я указал в своих предложениях — «Белкомур» не значится ни в одной из федеральных программ. Поэтому наиболее вероятный источник средств — Инвестиционный фонд. Требования фонда  — обеспечить на каждый вложенный государством рубль не менее 3 рублей частных инвестиций. Соответственно, суммарные инвестиции бизнеса в проект межрегиональной комплексной программы оцениваются не менее чем в 400 миллиардов рублей. Причем готовность инвестировать проявляют многие. Но крупный бизнес требует определенных условий. А эти условия все время меняются.

Например, такой форс-мажор — компания «Русский алюминий» объявила о приостановке своего проекта в Коми из-за отсутствия договоренности с «Газпромом». От монополии ожидались поставки газа, который должен был обеспечить электроэнергией будущий производственный комплекс на Средне-Тиманском бокситовом месторождении. Компания намеревалась создать здесь мощное предприятие полного технологического цикла по выпуску алюминия, однако ограничится лишь созданием горно-обогатительного производства.

Между тем, потенциальная прибыль от дороги во много раз перекрывает затраты на нее. Она дает доступ к гигантским природным кладовым не только Республики Коми, но и Ненецкого автономного округа, шельфа Баренцева моря, способствует строительству магистральных газопроводов с Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и Ямальского газового месторождения.

То есть, государство и бизнес пока не находят общий язык?

Почему же? Конгресс как раз показал, что понимание в решении тех или иных проблем налаживается. Например, отсутствие транспортной инфраструктуры тормозит развитие экономики, сказывается на себестоимости продукции. К Северу это относится в первую очередь. С другой стороны, строительство дорог — дело затратное. В дорожную сеть России необходимо инвестировать, по самым скромным подсчетам, 12 миллиардов долларов. Только бюджетными средствами тут не обойтись. Нужны привлеченные капиталы. А чтобы инвестиции в транспортный комплекс были достаточными, необходимы правила, по которым частный бизнес согласился бы играть. И гарантии, которые этот бизнес должен получить.

Совсем недавно одобрена «Транспортная стратегия развития страны на 2010-2015 годы». Что лично для меня особенно важно — в этом документе проявлен особенный подход к транспортному освоению территорий Севера. Средства на реализацию проекта выделены огромные. И все же значительная часть инвестиций в транспортную инфраструктуру — не деньги государства, а финансирование со стороны бизнеса. То есть, некий «генеральный план» обозначен. Направления прописаны. Ну а реализация возможна только при отлаженном взаимодействии двух сторон — бизнеса и власти.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.

Кто есть кто

Тырин
Михаил
Петрович
Родился 26 апреля 1968 г.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама