Для победы над коррупцией требуется политическая воля. К такому мнению пришли участники круглого стола «Корни коррупции: откуда они растут и как их рубить», прошедшего 22 июля. Подробности круглого стола, организованного в региональном отделении «МедиаСоюза» в Коми, в репортаже корреспондента «КомиОнлайна».
В мероприятии приняли участие представители законодательных органов власти России и Коми, федеральных ведомств и муниципальных администраций, правоохранительных структур и общественных организаций. Открывая работу круглого стола, руководитель регионального отделения «МедиаСоюза» Захар Волокитин напомнил собравшимся о том, что задачу усиления борьбы с коррупцией поставил перед российским государством и обществом президент РФ Дмитрий Медведев. Модератор заседания Полина Романова предложила начать с определения самого понятия коррупции.
По мнению депутата Госдумы России от Коми Ростислава Гольдштейна, под коррупцией следует понимать извлечение чиновником выгоды из своего служебного положения. Заметившему на это начальнику антикоррупционного отдела прокуратуры Коми Александру Ладанову, что рассматриваемое понятие гораздо шире, парламентарий сообщил, что его коллеги по Госдуме предлагают убрать из российских законов понятие презумпции невиновности в отношении чиновников, априори подразумевая в них коррупционеров. В качестве иллюстрации типичного поведения чиновников при общении с представителями закона Р.Гольдштейн описал ситуацию управления автомобилем после принятия алкоголя. «Бывали случаи — вы сидите дома, отдыхаете, выпили стакан пива, вдруг — звонок, срочно вызывают на работу. Вы едете в машине, вас останавливает инспектор ГАИ — вы пойдете на освидетельствование? Или достанете удостоверение и скажете, что у вас срочная работа?», — поставил вопрос депутат. Прокурор в ответ на это заметил, что в подобной ситуации он просто не сядет за руль автомашины, и в любом случае будет соблюдать правила дорожного движения.
По мнению депутата, российское законодательство предоставляет слишком большие возможности для коррупционных проявлений. Для успешной борьбы с коррупцией, заявил Р.Гольдштейн, необходимо превратить работу чиновников в сервис для населения с прозрачными правилами оказания услуг государством.
Руководитель УФАС РФ по Коми Николай Лаврега в ходе обсуждения обратил внимание на предоставленную организаторами для участников мероприятия воду марки «Аква Минерале». «Сейчас меня последним контрольным выстрелом вовлекли в коррупционные отношения», — неожиданно признался он, и пояснил, что использование конкретных торговых марок на статусных мероприятиях можно рассматривать как незаконную рекламу. «Минимум 40 тысяч рублей штрафные санкции за это положены», — отметил глава антимонопольного ведомства региона Модератор круглого стола П.Романова нашла неожиданное решение проблемы, поставив бутылку с водой прямо перед Н.Лаврегой, чтобы он попал в объектив телекамеры одного из республиканских каналов. «Полина, это прием из разряда запрещенных», — запротестовал чиновник, согласившись, впрочем, что в данном случае организаторы не проводили какую-либо рекламную акцию минеральной воды. В качестве образца использования товарной продукции без рекламы для массового потребителя Н.Лаврега привел в пример сериал, который он любит смотреть во время обеда: «В нем автомобиль снят таким образом, чтобы не видна была марка машины».
Возвращая участников круглого стола к теме обсуждения, модератор привела пример из личной семейной жизни, когда ей пришлось вносить деньги за ремонт шкафчиков в детском саду, который посещает ее ребенок. «Важен этический акцент, который делает общество в подобных ситуациях», — указала она.
Представитель Общественной палаты Коми Павел Марущак, комментируя этот случай, заявил, что корни коррупции находятся не в социальных учреждениях, а в правоохранительных структурах, которые не ведут борьбу с коррупцией на должном уровне. Возразивший ему А.Ладанов указал, что, по данным статистики, уровень коррумпированности правоохранительных органов значительно ниже, чем других ведомств. Кроме того, на борьбу с коррупцией нацелена статья 30 федерального закона о государственной службе.
Характеризуя взаимосвязь законодательного процесса и проявления коррупции, Р.Гольдштейн отметил лидерство Республики Коми в проведении антикоррупционного мониторинга регионального законодательства. Депутат предложил использовать опыт Коми для анализа всего корпуса законодательных актов РФ.
Продолжая обсуждение, С.Манасарянц напомнил участникам мероприятия о проблемах, которые испытывают предприниматели региона из-за многочисленных проверок контролирующих органов. По мнению президента ТПП республики, с 90-х годов прошлого века чиновники привыкли «кормиться» на вверенных им в управление секторах экономики. Особо жадными в плане вымогательства взяток лидер бизнес-сообщества региона назвал сотрудников правоохранительных органов.
Бывший бизнесмен, а ныне глава Сосногорского района Игорь Леонов сообщил, что борьба с коррупцией сейчас представляет собой нелегкую задачу. «Действительно, нет ни одной страны в мире, где она была бы полностью уничтожена. Можно стараться снизить ее уровень до определенного показателя, скажем, одного-двух процентов. Главное — неустанно вести борьбу с этим позорным явлением, и начинать надо в первую очередь с самих себя», — подчеркнул он.
Р.Гольдштейн рассказал поучительную историю о том, почему в стране не ведется наиболее правильным путем борьба с коррупцией. В одном из академических институтов Москвы группа ученых — физиков и математиков — разработала по заказу минэкономразвития РФ программу ликвидации коррупционных проявлений в России в течение ближайших семи лет. Однако принятие данной программы провалилось благодаря антикоррупционному закону о проведении конкурсов для нужд государственных учреждений. «Эту программу выставили на конкурс, но выиграли его не ее авторы. В конце концов, было бы не так обидно, если бы победили достойные конкуренты, скажем, из «Бауманки», но ведь в очередной раз впереди оказалась типичная фирма «Пупкин и сыновья» с ручкой и стопкой бумаги», — образно выразился парламентарий.
Главный антимонопольщик Коми заметил, что в данном случае надо пристальнее отнестись к организатору конкурса, который позволил отдать государственный заказ ненадежной фирме. «Это как раз и говорит о наличии коррупции», — резюмировал он. На замечание Р.Гольдштейна о том, что по федеральному закону о конкурсах победителем автоматически признается участник, предложивший наименьшую цену, Н.Лаврега сказал, что таковы нормы закона и их надо соблюдать. Однако представитель прокуратуры А.Ладанов уточнил, что процедура формирования цены, предлагаемой участником конкурса, в законе не описана. В итоге, участники обсуждения сошлись на том, что этот нормативный акт не способствует определению поставщиков качественных товаров и услуг.
В продолжение темы Р.Гольдштейн привел пример с возможностью заказа услуг в государственных учреждениях Великобритании. «В одном из офисов я увидел такую практику: приходит посетитель и узнает, в течение какого срока он получит требуемую услугу. Когда он просит ускорить время оказания услуги, чиновник смотрит на экран компьютера и по специальной таблице расчетов называет сумму, которую придется заплатить за более быстрое оформление документа. Если посетитель хочет получить документ еще быстрее, чиновник сообщит ему, соответственно, более значительную сумму. В результате все прозрачно: хочешь быстрее оформить документы — плати законным способом. А вот коррупция карается так строго, что для английских чиновников угроза наказания перевешивает возможное приобретение выгод. Все же в Англии коррупция тоже существует», — отметил депутат Госдумы.
Мысль парламентария подхватил Н.Лаврега, предложивший внести поправки в законодательство, согласно которым коррупционер должен будет возместить государству всю сумму нанесенного ущерба. Но он не согласился с предложением С.Манасарянца принять закона о введении практики расстрелов коррумпированных чиновников. «На госслужбе человек в дополнение к зарплате ожидает получить некий дополнительный соцпакет благодаря используемым функциям. Разруха ведь не в клозетах, а в головах… За 15 тысяч рублей идти работать молодому человеку на госслужбу, а ведь надо ипотеку потянуть…», — охарактеризовал сложившуюся ситуацию Р.Гольдштейн.
По мнению депутата Госсовета Коми Льва Зайцева, коррупция представляет собой систему круговой поруки на определенном уровне власти. «Был бы хотя бы один свободный от коррупции орган — он искоренил бы всю коррупцию в стране. Идеология в нашей стране всегда двигается сверху вниз, от высших уровней власти к населению. Основа основ коррупции — бюджет, именно там сидят люди, которые «пилят» его, как хотят», — красочно выразился парламентарий. С ним не согласился С.Манасарянц, по мнению которого, основным проявлением коррупции является произвол недобросовестных сотрудников правоохранительных органов в отношении предпринимателей. «Я сегодня могу защитить любого предпринимателя от любого государственного органа, кроме нашей милиции. По очень простой причине — у них отчетность по количеству заведенных уголовных дел, вот они и стараются», — пояснил он свою мысль. Коллега Л.Зайцева Сергей Катунин заявил, что пока предприниматели могут платить взятки и платят их, коррупция будет продолжаться. «Сегодня в бизнес пришли не инициативные люди, как в начале 90-х годов, а люди, умеющие договариваться, в том числе с правоохранительными органами», — сказал он.
С.Манасарянц отметил, что в последние годы значительно сократился приток в предпринимательские ряды молодых людей. «Они с удовольствием идут работать по найму, потому что связей нет, трудно конкурировать, всем надо дань платить — вот люди и уходят в наемные работники, чтобы голова не болела», — обрисовал назревающую социальную проблему лидер бизнес-сообщества региона.
На предложение С.Катунина к единственному предпринимателю среди участников круглого стола поделиться конкретными фамилиями вымогателей, бизнесмен из Прилузья Василий Корецкий заявил, что не может это сделать из-за боязни потери своего дела. По мнению В.Корецкого, коррупция не обязательно предполагает незаконную передачу денег. «В лесном бизнесе чиновники сейчас не вымогают взятки, просто лес отходит определенным фирмам, которые принадлежат им», — сообщил он. По мнению предпринимателя, справиться с коррупцией среди чиновничества можно только путем уменьшения присутствия государства в экономике. Н.Лаврега, со своей стороны, рекомендовал предпринимателям активнее отстаивать свою законную гражданскую позицию в суде. «Если один человек так поступит, завтра у него отнимут лес, потом прокуратура его арестует по факту неуплаты налогов — ведь бизнес остановится. Это же система, которую не сломить одному», — возразил Р.Гольдштейн. «Однажды я судился целый год — только по одному делу. Когда же мне при этом бизнесом заниматься?» — привел пример из личного опыта В.Корецкий. Тем не менее, Н.Лаврега остался при своем мнении о необходимости сохранения за государством надзорных функций.
Пример успешного решения вопросов приватизации мелкими предпринимателями арендуемых помещений привел глава Сосногорского района И.Леонов.
В финальной части круглого стола каждый из его участников высказал свое видение путей решения проблемы. Так, по мнению Р.Гольдштейна, для снижения уровня коррупции работу чиновников всех уровней следует превратить в четкий и удобный сервис для населения. С.Манасарянц считает, что государство должно стать более открытым для предпринимателей, а также оно должно избавляться от избыточных функций, которые позволяют чиновникам вмешиваться в бизнес. О необходимости проявления жесткого подхода к коррумпированным чиновникам говорил И.Леонов. С.Катунин предложил использовать возможности прессы как канал пропаганды нравственного подхода к проявлениям коррупции.
Бизнесмен В.Корецкий поддержал предложения Р.Гольдштейна и С.Манасарянца. Также согласившийся с прозвучавшими идеями Н.Лаврега добавил, что для избавления от искусов коррупции рядовые чиновники должны получать зарплату, существенно превышающую нынешний уровень оплаты труда в госучреждениях. «Средняя зарплата в нашем управлении — 18 тысяч рублей, полная материальная незащищенность к тому же. Мы обучаем молодых специалистов, а они потом уходят на более хлебные места. Если бы мы смогли защитить их материально — хотя бы на уровне прокуратуры, судов — страшно было бы уходить, терять работу», — высказал идею главный антимонопольщик Коми. Л.Зайцев заявил о необходимости обеспечения публичности принимаемых законодателями решений для населения.
«В правоохранительных органах должны работать моральные, компетентные, квалифицированные кадры. Сейчас этого нет», — подчеркнул член Общественной палаты Коми Павел Марущак. Представитель прокуратуры А.Ладанов так и не смог привести ни одного значимого аргумента на позицию правозащитников, сообщив, что надзорное ведомство ведет постоянную борьбу с проявлениями коррупции. Его коллега из Следственного комитета Андрей Исаев предложил в целях повышения эффективности борьбы с коррумпированными лицами облегчить снятие особого статуса с высших должностных лиц государства.
«Требуется политическая воля в принятии и реализации решений — не только на высшем государственном уровне, но и на уровне законодателей, правоохранителей, муниципалитетов, общественности, и в конце концов на бытовом уровне», — подчеркнул З.Волокитин, резюмируя итоги обсуждения. По его мнению, для борьбы с коррупцией необходимо также терпения, так как мгновенных результатов ожидать не приходится.
Комментарии