Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 16 сентября, 2008, 13:04 991 0

Коми необходимы новые генерирующие энергетические мощности

В Коми необходимо строить новые генерирующие энергетические мощности, уверен директор филиала «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» Иван Медведев. Свою позицию он озвучил в интервью журналу «Эксперт Северо-Запад».

Способны ли новые ЛЭП решить энергетические проблемы республики?

Когда обсуждается эта тема, важно не забывать, что мы работаем в суровом северном крае. Дефицит электроэнергии на юге республики обусловлен не только ее интенсивным промышленным потреблением, но и температурным фактором.

Да, две последние зимы были сравнительно теплыми. Но вспомните зиму 2005-2006 годов. Две недели на юге республики — минус 42?43, на севере температура еще ниже, 16 января отключается линия Сторожевск — Усть-Кулом, в результате остаются без напряжения 56 котельных. В те дни нагрузка на сеть достигала 290-300 МВт, а по существующей одноцепной магистральной линии Печора — Микунь прокачать можно было максимум 220 МВт. Недостающую энергию мы просим у Монди Сыктывкарского ЛПК. И он, слава богу, дает. Но только если его ТЭЦ вырабатывает нужный объем электричества, причем, заметьте, на газе. Между тем в случае таких морозов, да еще достигающих центра европейской части России, газ в срочном порядке перебрасывают именно туда. Печорская ГРЭС, Сосногорская ТЭЦ и ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК (все это газовые станции) ограничиваются по основному топливу, а жечь долгое время резервный мазут — непозволительная роскошь. Одна тысяча кубометров газа стоит 2 тысячи рублей, а ее эквивалент, тонна мазута, обходится в 12 тысяч рублей.

Таким образом, новая магистральная ЛЭП из Печоры, без сомнения, нужна, хотя, как видите, и она в морозы не такая уж панацея. А самое главное — рост энергопотребления продолжается: в 2006 году он составил 6 процентов, в прошлом — 4 процента, в первом полугодии этого года — 2 процента. Прирост дефицита на юге составляет от 25 до 50 МВт ежегодно. Я полагаю, что на уровень 350 МВт мы выйдем уже грядущей зимой, а в ближайшие три-пять лет будут востребованы еще 150 МВт и возможности новой ЛЭП будут исчерпаны.

А дальше? Республика, к счастью, развивается хорошо. Я сужу по заявкам на выдачу технических условий на подключение к сетям — мы их выдали уже на 100 МВт. Понятно, что не все подключаются сразу. И КЭС (Комплексные энергетические системы) правы в том, что новая цепь сможет погасить имеющийся дефицит. Но всего на пять-шесть лет, по мере реализации техусловий. Затем дефицит снова встанет перед нами в полный рост.

Если не ЛЭП, то что же?

В бытность РАО ЕЭС был утвержден проект создания Сыктывкарской ГРЭС, для ее строительства даже была уже выбрана конкретная площадка. Предполагалось, что это будет угольная станция (две очереди по 220 МВт каждая) и строиться она будет под правительственные гарантии инвестиций. К сожалению, после того как 1 июля 2008 года РАО перестало существовать, о ходе работы над проектом ничего неизвестно. Но есть большая вероятность, что уже в будущем году проект может быть выставлен на торги. Я считаю, что у КЭС есть более актуальная, нежели строительство ЛЭП, проблема — на Сыктывкарской центральной водогрейной котельной оборудование середины прошлого века. Не будешь его менять — будешь терять рынок.

О каком рынке можно говорить, если котельная — практически монопольный поставщик тепла?

Я имею в виду, конечно, не классический рынок с конкуренцией, а сам объем выработки тепла и его продажи. КЭС надо срочно реконструировать котельную, основанную на когенерации (система, позволяющая получать два вида энергии — тепло и электричество). Это, к слову, даст и дополнительные объемы электричества. Вот, кстати, и рынок.

При желании в Коми можно увидеть контуры будущего рынка тепла. Некоторые инвесторы объявили о строительстве в Инте газоперерабатывающего завода. Проект предполагает, в том числе, теплоснабжение города. Вот вам и реальная потеря реального рынка. Я понимаю, к проектам в Инте можно относиться скептически, но, уверяю вас, если бы такая угроза возникла во времена единого «Комиэнерго», мы бы отнеслись к ней со всей серьезностью.

Как быстро может быть построена вторая высоковольтная линия Печорская ГРЭС-Ухта–Микунь, которая позволит транспортировать избыточную электроэнергию с севера на юг республики?

В соглашении между Республикой Коми и РАО ЕЭС, подписанном 30 апреля 2008 года, названа дата завершения строительства первой части линии Ухта — Микунь — 2010 год. Сегодня в филиале Федеральной сетевой компании только разрабатывается проект. Думаю, что в четвертом квартале текущего года этот документ может быть уже готов, конечно, что называется, крупными мазками, без рабочих чертежей. В таком случае во втором квартале 2009 года можно объявлять торги по выбору подрядчика. Затем проект будет согласован, а что-то можно согласовать и после торгов — такое тоже бывает.

Мы все время говорим о юге республики. А что на севере?

В этом году впервые за четыре последних года нас не включили в число регионов пиковых нагрузок. Хотя во втором квартале системный администратор в лице ОДУ Северо-Запада запретил выдачу техусловий в Усинске. Все, подключать там больше нельзя! То есть у нас появился пиковый район номер два. То, что мы в Усинске выдали, будем, конечно, вырабатывать, но сверх того сегодня ничего не подключишь. Надо строить новую подстанцию 220 кВ — «Городскую». Она указана в соглашении, но источник финансирования — технологическое подключение. Поэтому мы будем лоббировать совместно с правительством республики, чтобы в качестве источника добавили еще и средства ФСК. Подстанция будет стоить 600 миллионов рублей.

Монди Сыктывкарский ЛПК по мере увеличения производства целлюлозно-бумажной продукции намерен на четверть увеличить и мощность своей ТЭЦ. Имеет ли смысл в таком случае говорить о строительстве еще одной ГРЭС?

Давайте считать: сегодня Сыктывкарский ЛПК отпускает нам примерно 500 миллионов кВтч в год. Если грубо разделить на количество часов в году, получаем среднегодовую часовую нагрузку 57 МВт. Допустим, она вырастет до 100 МВт. И отдавать они свою сотню будут не тогда, когда у нас нагрузка, а когда сами наращивают выпуск товарной продукции. А нам 130 МВт нужно уже сегодня, завтра — 250.

Я не спорю, помощь ЛПК совсем не лишняя, она позволит нам самим оптимизировать режим, более экономично передавать электричество по магистрали. Сейчас при пике мы передаем по ней все 220 МВт, и потери при таких нагрузках — в квадратичной зависимости. Но при зимних нагрузках выдаваемой мощности с ТЭЦ ЛПК недостаточно. Поэтому нам очень нужны и вторая магистральная линия, и — через пять-семь лет — Сыктывкарская ГРЭС.

Какие еще инвестиционные проекты потребуют большого объема энергопотребления?

Сейчас начинаются работы по газопроводу Ямал — Запад. На его компрессорные станции и строительные базы немного энергии, но понадобится — 10-15 МВт. Если «РУСАЛ» решит с «Газпромом» вопрос о льготном снабжении Сосногорской ТЭЦ газом (считаем и Сосногорский глиноземный комбинат), это 40 МВт. Мы уже выдали техусловия практически на 100 МВт «ЯрегаРуде». В этом году впервые за много лет рост энергопотребления в 1 процент показала Воркута. Так что рост энергопотребления неизбежен.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама