Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 2 октября, 2008, 09:16 758 0

Четверть россиян не видят необходимости в чтении, в основном — из-за дороговизны книг

Оборот книжного рынка в РФ по итогам 2007 года составил около 2 миллиардов долларов. Эксперты говорят о годовом росте на уровне 15 процентов (в денежном выражении), который обязан исключительно повышению цен на книги, пишет РБК.

Тиражи, по словам издателей, достигли своего дна (около 650 миллиона экземпляров). При этом эксперты отмечают, что единственным позитивным трендом на рынке остается увеличение количества названий издаваемых книг.

«Книга — это товар, — объясняет в эфире РБК-ТВ журналист Матвей Ганопольский, пополнивший недавно ряды беллетристов. — И точно так же, как есть «Запорожец» и «Maybach», есть люди, которые хотят «Компьютеры для чайников», но в эксклюзивном издании, обтянутом кожей леопарда и т.д.».

Исходя из этой логики издатели, конечно, ориентируются на «сверхплатежеспособный» спрос, оставляя людям с низким достатком сериальные издания в мягком переплете карманного формата или, на худой конец, библиотеки. К слову, о количестве названий. Сегодня на долю сериальной продукции приходится более 2/5 всех названий и больше половины всех тиражей, сообщают в Книжной палате России (КПР).

Ассортимент книг сегодня хоть и увеличился на 25 процентов по сравнению с 1980-ми годами, но в основном — за счет гламурного чтива, эзотерики и бизнес-литературы. Тем временем тиражи в РФ упали более чем в 3 раза по сравнению с временами РСФСР.

Любопытно, что многие эксперты объясняют падение тиражей физическим сокращением читательской аудитории (демографический фактор). И отчасти в этих рассуждениях есть доля правды. Если на долю книг для детей дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) приходится почти половина всех названий и тиражей, по данным КПР, доля школьной и юношеской литературы постоянно снижается.

Из-за того, что поколения последнего советского беби-бума вступили в фазу воспроизводства, наблюдается относительный всплеск рождаемости и спрос на книги для малышей. Одновременно пустеют школы: книги для юношества просто некому читать. 1 сентября 2007г. за партой сидели на 400 тысяч школьников меньше, чем в 2006 году.

Но главным фактором падения тиражей является все-таки снижение интереса к чтению. По словам заместителя гендиректора сети магазинов «Московский дом книги» Натальи Юмашевой, с каждым годом все меньше людей приходят в магазины. «Основной вопрос наших покупателей: «Почему такие дорогие книги?», — говорит она.

Растут затраты на полиграфический процесс, объясняют издатели. Многие в связи с этим бросают книгоиздание, переходя на печатание этикеток или глянцевых журналов. Но самое драматичное то, что по логике «книга — это товар», книги становятся привилегией Москвы.

По количеству названий доля столицы составляет 3/5, а по тиражам — 5/6 национального ассортимента, отчитались в КПР. То есть 12 миллионов москвичей «считывают» более 83 процентов издаваемых в России книг, оставляя 133 миллионам других жителей нашей страны только 17 процентов литературы. Это подтверждают и цифры: за первое полугодие 2008 года в Республике Тыва вышло всего 13 новых книг, а в Республике Алтай — 17!«Писательство начинается в России, как и в любой старне — с экономики, — говорит М.Ганопольский. — Если напишешь книгу более 200 страниц, это уже настандартная печать. Значит, нужно отправлять в другой город. Транспортные расходы и т.д.».

Если в СССР самым издаваемым автором был Михаил Шолохов («Тихий Дон»), в РФ сегодня лидирует Дарья Донцова, выпускающая по 1 книге в месяц. Из русских авторов в топ-20 (где на первых местах Д.Донцова, А.Бушев и В.Колычев) пробился только Федор Достоевский, занявший по тиражам 18 место (по итогам первого полугодия 2008г., КПР).

Как показывает исследование Российской национальной библиотеки, россиян, совсем не читающих книг становится больше. Если в 1991г. книг не читал каждый 5-й, то сегодня почти четверть страны не видит необходимости в чтении.

Зато в 2007 году была преодолена планка в 100 тысяч названий издаваемых книг. Это позволило России, наряду с США, Великобританией и Китаем, войти в так называемую элитную группу стран-стотысячников.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама