Вся Республика Коми — большой памятник жертвам политических репрессий, заявил 30 октября в День памяти жертв политических репрессий заместитель председателя комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн.
«Коми была буквально опутана лагерями. «Зоны» тянулись на тысячи километров. Большая часть наших северных городов и поселков — бывшие места ссылки. Половина населения Коми начала прошлого века — «политические» заключенные. В 1939 году «свободное» население Коми АССР насчитывало 32 тысячи человек, а «лагерное» — 112 тысяч. Именно репрессированные построили угольные шахты, создали нефтяные промыслы, заготавливали лес, прокладывали в вечной мерзлоте железную дорогу и даже первыми в стране начали производство радия. Многие из них — настоящие герои», — убежден Р.Гольдштейн.
Парламентарий отметил, что до сих пор не установлено ни точное число ссыльных, ни их имена. Лагерные архивы были уничтожены, свидетелей почти не осталось, но жива память, которая в Коми всегда будет крепкой. «Ее хранят потомки бывших «политических». Многие бывшие «зеки» остались жить на северной земле, родили здесь детей, теперь растят внуков. Память берегут и наши историки. В Коми выходит уникальное издание — мартиролог «Покаяние», в котором перечислены имена жертв ГУЛАГа. Книга имеет несколько томов, и в каждом — тысячи воскрешенных имен. Ни в одном другом регионе нет стольких подвижников-журналистов, которые проводят годы жизни за изучением архивов. Им помогают и священнослужители, так как среди невинно убиенных было много служителей церкви», — сказал Р.Гольдштейн.
По его словам, почти в каждом городе Коми есть место, которое напоминает о репрессированных. В Сыктывкаре несколько лет назад открылся памятник жертвам политических репрессий — это часовня на месте бывшей городской тюрьмы, куда прибыли первые 50 политзаключенных.
«Свежие цветы приносят в часовню круглый год. Значит, свежа память о каждом, чья фамилия выбита на священных плитах. Лично я в этот день обязательно вспоминаю бывшего председателя Госсовета Коми Ивана Егоровича Кулакова. Его семью отправили в республику вместе с сотнями таких же и поселили в чистом поле в местечке Ичет-ди. Там среди репрессированных прошло детство этого большого человека. И каждый год Иван Егорович привозил в эти места потомков заключенных, общественников, историков, журналистов. Знакомил с оставшимися в живых репрессированными. И не уставал повторять: «Помните!» Мы помним. Вся наша республика — один большой памятник», — заключил Р.Гольдштейн.
Комментарии