Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 2 декабря, 2008, 15:42 3125 1

Директор колледжа искусств Коми Андрей Дикоев: «65 лет без концертного зала — нонсенс»

Колледж искусств Республики Коми — одно из старейших средних специальных учебных заведений республики. В этом году учреждение отметило свой 65-летний юбилей. Творческие традиции училища складывались на протяжении ряда десятилетий и приблизили его к зрелому возрасту. О работе и перспективах развития колледжа в интервью агентству «КомиОнлайн» рассказал его директор Андрей Дикоев.

Андрей Викторович, 65 лет для образовательного учреждения — немалый срок. Он говорит и о статусе, и о наработанной школе, крепких традициях. А с чего все начиналось?

До того момента, когда в Коми появилось училище для одаренной молодежи со всей республики, первые ростки музыкального профессионального образования пробивались в годы Второй мировой войны. В далеком 1939 году на базе детской художественной студии была открыта первая музыкальная школа под руководством Сергея Пятиева, а в октябре 1943 года создано первое среднее специальное музыкальное учебное заведение — музыкальное училище. Это событие имело огромное значение в культурной жизни республики. Закладывались основы подготовки кадров для развития музыкальной культуры. После войны по всей республике открылись музыкальные школы, а в 1958 году — музыкальный театр. В числе новых задач — подготовка специалистов для театра, преподавателей музыкальных школ, руководителей художественных самодеятельных коллективов. В эти годы укрепляется материальная база и педагогический коллектив. В 1975 году музыкальное училище приобретает статус республиканского, а спустя 30 лет переименовывается в колледж искусств Коми.

Специалистов каких направлений музыкального искусства готовит колледж?

В настоящее время обучение в колледже проходят порядка 250 студентов. На 13 отделений принимаются выпускники 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений, а также те, кто закончил специализированные, — музыкальную, художественную школы. На отделениях «Академическое пение», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Руководитель народного хора», «Хоровое дирижирование», а также «Дизайн» может обучаться молодежь, не имеющая музыкальной и общехудожественной подготовки, но обладающая яркими творческими способностями. Специально для них при колледже организовано годичное подготовительное отделение по всем специальностям. Педагогические навыки наши учащиеся приобретают в школе практики, обучая основным музыкальным дисциплинам школьников.

Какие специальности сегодня наиболее популярны?

Самая популярная специальность — дизайнер. Здесь всегда большой конкурс и есть платная группа. Повышенное внимание к эстрадному отделению — общая тенденция по стране, молодежь мечтает «звездной» профессии, надеется попасть на какую-нибудь «Фабрику звезд», оказаться в лучах широкой славы. Но было время, когда на одно свободное место претендовало 20 абитуриентов-баянистов. До сих пор абитуриенты, особенно из районов Коми, всем другим предпочитают отделения народного хора и сольное народное пение. Также популярны отделения академического пения и специального фортепиано — одни из самых старейших, открытых 65 лет назад. Гимназия искусств при главе Коми постоянно готовит кадры для зачисления к нам на специальность «Хореографическое искусство».

Как обстоит дело с трудоустройством ваших выпускников?

Выпускники колледжа работают во всех районах и городах республики, выступают на ведущих сценах страны, преподают в различных учебных заведениях. Около трех тысяч специалистов подготовлены и выпущены колледжем за время его существования. Наши выпускники — заслуженные артисты театра и кино. Но чтобы они возвращались в Коми, необходимо готовить среду и создавать достойные рабочие места, а мы, наоборот, теряем многих из них, учим и отпускаем за пределы региона. Я согласен — собственная консерватория республике не нужна, пусть выпускники пополняют багаж знаний в культурных центрах России, но потом приезжают домой.

Кто готовит ваших талантов?

Огромную работу по воспитанию молодых творческих кадров проводит высокопрофессиональный педагогический коллектив училища. Его костяк составляют выпускники ведущих вузов страны — Московской, Санкт-Петербургской, Петрозаводской, Саратовской, Кишиневской консерваторий, института имени Гнесиных. Основной контингент преподавателей — это педагоги с большим стажем и опытом педагогической деятельности. Среди преподавателей много заслуженных работников культуры России и Коми — Николай Маегов, Лариса Попова, Ия Сенюкова, Александр Ситкарев, Светлана Рузова, Юрий Мецгер. За последние годы много молодых талантливых специалистов влилось в педагогический состав. Такие педагоги, как Елена Лапшина, Игорь Суровцев, Ольга Рочева, несомненно, являются продолжателями педагогических традиций нашего колледжа. Работать к нам, как правило, едут те, кто душой и сердцем любит искусство, музыку и непременно обладает терпением. Мы теряем наших учителей только по причинам печального свойства. Все работают по любви, никто не ушел, несмотря на вереницу тяжелых времен. Здесь невозможно удержаться без любви к искусству, без желания и таланта.

Говорят, творческим человеком можно родиться, но так и не стать им. Как колледж воспитывает тягу к творчеству у учащихся?

В наше непростое время, когда массовая культура угрожает истребить всяческие проявления искусства в широкой слушательской среде, молодежь можно воспитать только путем тяжелой, планомерной художественно-просветительской работы. На различных площадках города проходят сольные концерты инструменталистов, вокалистов, хоровых коллективов, инструментальных ансамблей различных направлений, составов и стилей, тематические лекции-концерты, посвященные различным датам и личностям, прославившим как мировое, так и национальное искусство. Постоянно действующие творческие коллективы вырабатывают навыки коллективного музицирования, способствуя многостороннему развитию молодых дарований. Национальное радио и телевидение республики нередко приглашают участвовать в музыкальных программах как солистов-преподавателей, так и их талантливых воспитанников. И, конечно, ничто так сильно не воспитывает творчество, как личный пример педагога, его отношение к делу.

Какие формы социальной поддержки студентов существуют в колледже?

Соглашусь, что студенты в России во все времена относились к незащищенным слоям нашего общества. Поэтому в колледже есть «Благотворительный фонд Григория Заривняка и колледжа искусств Коми». Эта организация поддерживает перспективных студентов, которым уже вручили более 30 стипендий. Также оказывается финансовая помощь участникам конкурсов и фестивалей, выплачивается материальная помощь наиболее нуждающимся студентам. Педагогический коллектив и администрация нашего учреждения старается, чтобы уровень жизни студентов колледжа искусств соответствовал новыми социально-экономическим условиями.

Современная реформа образования в Коми тяготеет к объединению различных учебных заведений. Как вы к этому относитесь?

Нас долго пытались объединить с республиканским колледжем культуры. Но это учреждение совершенно иного профиля. При всем моем уважении к коллегам из колледжа культуры, следует признать, что между нами есть разница, она тонко различимая, но несовместимая. Нельзя смешивать два таких понятия как культура и искусство. Первое — это некая почва. На ней произрастают цветы, которые уже являются плодами искусства. Подобное слияние двух колледжей по стране не принесло положительных результатов. У нас из 100 педагогов почти все закончили консерватории, сотрудники колледжа культуры — вузы. Отсюда и разность в подготовке преподавателей и разные цели обучения.

У нас есть планы на будущее, так сказать, своя реформа. Но новые отделения музыкального менеджмента и звукорежиссуры мы пока не открываем, хотя специалисты в этих областях региону требуются. 65 лет колледж искусств функционирует без собственного концертного зала. Это тормоз в развитии — мы не можем оборудовать звуковую студию и записывать студентов, концерты гостей. Зал оказал бы помощь в популяризации классической музыки и привил к ней любовь среди горожан силами педагогов и учеников. Признаюсь, ситуация в Сыктывкаре близка к катастрофической — мы играем сами для себя. Серьезных музыкантов приходится всячески заманивать. А массовый слушатель не приучен посещать культурные встречи и жить духовной жизнью. Тем не менее, в рамках 65-летия мы организуем концерт 5 декабря в республиканской филармонии и планируем совершить поездки по районам Коми с профориентационной работой.

Что, по вашему мнению, нужно изменить в самой системе среднего профессионального образования?

Не стоит ничего менять. Чтобы продолжался приток деятелей культуры в общество, нужно сохранить линию «музыкальная школа — училище — вуз». Если мы потеряем хоть одно звено из этой цепи, то лишимся части или всей традиции. Например, не хотят учиться играть на русских музыкальных инструментах в училище, поэтому теряются таланты. В науке все зафиксировано в книгах, в искусстве же рецептов нет. Описание игры, вплоть до движения пальцев, не даст результатов, так как традиции передаются устно. Все, что зашифровано в нотах, — лишь схемы, в которые нужно вдыхать жизнь. Натуру человека не изменить, он будет играть по-своему. Поэтому нужно уметь приспосабливаться к условиям времени, искать новые пути.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама