Сельские школы будут преобразованы в образовательные комплексы. Об этом шла речь на парламентских слушаниях Государственной Думы России 12 марта.
65 процентов всех образовательных учреждений в стране расположены в сельской местности. В глубинке 11 классов заканчивают почти 30 процентов учеников или более 4 миллионов школьников. С ними работают 40 процентов российских педагогов. В последнее время наметилась стойкая тенденция по сокращению числа сельских школ, в основном, из-за демографической ситуации. Подушевой принцип финансирования учреждений вынудил закрыть многие малокомплектные учебные заведения. Однако и президент России, и премьер-министр неоднократно подчеркивали, что решать судьбу сельской школы нельзя, руководствуясь только экономическими соображениями. Этот принцип особенно важен, так как дети имеют право на доступное и качественное образование вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.
Проблемой реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности в России занимаются давно. Министерство образования и науки России разработал несколько новых моделей образовательных учреждений. Одна из них — базовая школа с сетью филиалов. Кроме того, есть проект социокультурного комплекса — объединения школы с учреждениями культуры и дополнительного образования. Еще две модели — начальная школа-детский сад и школа-хозяйство.
За последние два года оснащенность оборудованием сельских школ значительно возросла: 136 тысяч учеников теперь могут ездить за знаниями на специальных школьных автобусах, 54 тысячи школ получили доступ в интернет. Важно не останавливать работу в сложных экономических условиях, и при разработке программы развития образования на 2011 и последующие годы учесть возможность поддержки сельских школ, разработать новые образовательные стандарты в условиях задач, сформулированных президентом, в основе которых — подготовка кадров для новой инновационной модели экономики. Участники слушаний направили свои предложения правительству России, министерству образования и науки, субъектам федерации.
По мнению заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислава Гольдштейна, который принял участие в слушаниях, сельская школа может решить многие задачи. «Ее сохранение — это и внимание к демографической ситуации, и решение вопроса продовольственной безопасности. Закрытие учебного заведение или ухудшение его состояния не может не отражаться на жизни населенного пункта, — заявил он. — Национальный проект «Образование» будет продолжен. А значит, продолжится и работа на благо сельских педагогов и школ. Следующий год — год учителя, и к этому времени должна быть оформлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Разработчики обещают отдельно прописать в ней меры по поддержке малокомплектных школ».
Комментарии