Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Четверг, 23 Апрель 2009, 11:31 5682 1

Ирина Котылева: «Загадок, связанных со Стефаном Пермским, очень много»

24 апреля на Куликовом поле откроется выставка «Великий современник Куликовской битвы», посвященная покровителю Коми земли — святому Стефану Пермскому. Выставку проводит Национальный музей Республики Коми. О личности Стефана Пермского и загадках, связанных с его именем, агентству «КомиОнлайн» рассказала директор музея, историк-искусствовед Ирина Котылева.

Ирина Николаевна, как сложилось, что среди того культурного и исторического многообразия, с которым вы как директор Нацмузея постоянно сталкиваетесь, вас заинтересовала именно эта легендарная личность?

Первоначально тема Стефана Пермского заинтересовала меня с точки зрения перспектив для развития концепции музея. Проект был чрезвычайно важен и как часть развития самого Национального музея, его выставочной, издательской деятельности, способствуя при этом развитию туристических маршрутов и межрегионального сотрудничества. Как историк-искусствовед Стефаном Пермским я заинтересовалась несколько позднее.

Какие неизвестные страницы из жизни Стефана Пермского вас заинтриговали?

Жизненный путь Стефана Пермского достаточно подробно описан в деяниях и в житии, написанном Епифанием Премудрым. Меня же больше интересуют история его почитания на севере Руси в XIV-XIX веках и развитие иконографии. В этой связи огромный интерес для всех исследователей представляет икона из нашего собрания, которая находится сейчас в мастерских Грабаря — всероссийском художественно-реставрационном центре. Икона из Вотчи, датируемая рубежом XVI-началом XVII века интересна тем, что именно в это время формировалась иконография Стефана Пермского. От этого времени осталось очень мало исторических памятников.

Скажите, иконы передают внешность Стефана Пермского?

На этот вопрос нельзя получить точного ответа, если мы говорим о древнерусской живописи. Существует предание, что Епифаний Премудрый, кроме того, что написал текст жития, также написал и первый иконописный образ Стефана. Можно предположить, что последующие иконографии на чем-то основывались. Возможно, на устных преданиях о том, как Стефан выглядел, но в первую очередь для иконописца был важен православный канон и в первую очередь иконописец создавал образ, а не портрет. Но хочу отметить, что есть образ, который угадывается на целом ряде икон. И даже, не видя надписи, мы понимаем, что это икона Стефана Пермского.

Существуют ли его прижизненные изображения?

В древнерусской традиции живого человека никогда не писали. Иконы и текст жития писались после официальной канонизации. В случае со Стефаном произошел парадокс, а с ним их связано очень много. Так вот, Епифаний Премудрый пишет текст жития Стефана сразу после его смерти, до канонизации. Текст жития признается очень многими церковными деятелями. Это говорит о том, что Стефану отдавали огромную дань как мыслителю, сподвижнику, миссионеру, расценивая его деяния как подвиг святого человека. В противном случае текст жития бы не признали. По преданию Епифаний написал образ Стефана, который был возложен на раку святого (ларец в форме саркофага), что также говорит о том, что он сразу был признан святым. Об этом же свидетельствует и тот факт, что он был похоронен в великокняжеской усыпальнице в храме Спаса на Бору.

Стефана официально канонизировали в 1549 году, и с этим тоже связан интересный сюжет. Чтобы человека признали святым, необходимо представить несколько письменных свидетельств о чудесах, происходящих от него, его мощей, от его предметов. Мы не находим документов, свидетельствующих о том, что были представлены чудеса. И этот вопрос больше не поднимался, просто произошла официальная канонизация. Очевидно, подвиг и деяния Стефана Пермского не нуждались в представлении каких-либо дополнительных свидетельств. Есть ряд доказательств, что святым его считали и до канонизации.

Последствием официальной канонизации стало представление житийного рассказа Стефана Пермского в лицевом летописном своде. В XVI веке по заказу Ивана Грозного был изготовлен летописный свод — история России на основе летописей. В томе, посвященному XIV веку, есть два текста жития — один о Сергии Радонежском, другой — о Стефане Пермском.

Почему Стефан Пермский отправился именно в Коми край? Не потому ли что по одной из версий он сам был наполовину коми?

Это только одна из версий. Почему она возникла? Стефан Пермский родился в Великом Устюге, где зырян в XIV веке было достаточно. В житие рассказывается, что отец его Симон был православным, служил в храме, а про мать известно только, что ее звали Марией. Если попытаться понять, что сделал Стефан, то совершенно ясно, что человек не может создать азбуку, а тем более проповедовать другому народу, говорящему на другом языке, у которого нет этих абстрактных религиозных понятий, если он сам хорошо не знает зырянского языка. Подтверждает эту версию и тот факт, что Стефан так быстро добился больших результатов. Это говорит о том, что он прекрасно знал зырянский язык, — отсюда и предположение, что он либо был рожден от зырянки, либо активно контактировал с зырянским населением в Великом Устюге. И потом, Стефан знал дорогу по Вычегде, знал, что вверх по реке стоят городища. Он шел не наобум, а к крупнейшему святилищу в Усть-Выми. Целенаправленно выбрав крупный языческий центр, через его разрушение он намеревался обратить народ к новой религии. Он нес свет разума, истины, любви и исходил из кардинальных мер. Он не просто разрушал, он нес новое.

Придумать азбуку невозможно. Известно, что знания приходят как озарение после длительных и мучительных поисков. Известно ли, как Стефан создал азбуку?

Мы до конца не знаем, как это происходило. Епифаний Премудрый пишет, что примером и своеобразным стимулом для Стефана были деяния Кирилла и Мефодия. Известно, что Стефан был очень образованным человеком, знал греческий, латынь. Учился он в ростовском монастыре — крупнейшем культурном центре Руси, где имелась огромная библиотека, а служба велась на славянском и на греческом языках, что было в те времена далеко не везде. Предполагают, что Стефан знал и иврит, но это под большим вопросом.

Почему возникло это предположение?

Это связано с системой азбуки. Языковеды понимают, что не все так просто. Азбука — это система, а человек, создавший азбуку, должен обладать огромным системным мышлением. Стефан создал азбуку, не просто подобрав знаки, а с учетом особенностей зырянского языка. Вопрос о том, как Стефан создал азбуку, останется открытым. Есть версия, что он создал ее самостоятельно (то есть «придумал»), вторая версия о том, что в основе лежала греческая азбука. В конце XIX века популярность получила версия создания азбуки на основе скандинавских рун, ведь викинги были на земле коми, и оставили ряд исторических памятников.

Гипотеза, к которой склоняются многие исследователи, — азбука была создана на основе тюркских рун, чему также есть свои обоснования. Последняя версия, очень популярная в Коми, говорит о том, что Стефан создал азбуку на основе родовых знаков зырян — пасов.

Когда мы сопоставляем знаки родовых пасов с азбукой, иногда видим прямые совпадения. Возможно, Стефан, зная о пасах, собирает их, преобразовывает и создает письменность, даруя культуре зырян новый этап развития. Дополнительно о системном мышлении Стефана говорит открытие московских ученых Симонова и Мороза. Оказывается, помимо азбуки, Стефан создал еще и цифровую систему, которая использовалась вплоть до XVI века.

Вообще, мы не до конца понимаем подвига Стефана Пермского. Современный человек должен хотя бы раз пройти ногами этот путь — от Вологды до земли Коми или пройти несколько километров зимой по реке. Когда соприкасаешься с реальностью природы, понимаешь, насколько сильным надо быть человеком, чтобы совершить такой подвиг. А если мы еще вспомним, что он ставил храмы, занимался обучением взрослых и детей, формировал паству и готовил себе сподвижников-монахов, то понимаем, что он обладал невероятной силой духа и воли. Свое предназначение он видел в том, чтобы принести зырянам христианство. В результате его подвижничества мы имеем финно-угорский народ с самой первой письменной культурой. Традиции письменной культуры — вообще одна из особенностей коми края. Учеными доказано, что Усть-Вымь до XVII века была крупнейшим книжным центром на севере Руси, где переписывались и хранились книги. Известны также удорские и усть-куломские библиотеки. Сейчас многое из письменного наследия утрачено — в 1930-х годы были сожжены из Усть-Вымьских церквей десятки книг и икон.

Сколько было лет Стефану Пермскому, когда он пришел проповедовать в Коми?

Около 40. Он пришел зрелым человеком, накопившим знания, и в то же время в расцвете физических сил. Проповедованием в Коми он занимался 16 лет, и успел сделать за это время многое.

Жители Коми в своих преданиях запечатлели образ святого как позитивный или негативный?

Прослеживаются две традиции. Первая — это предания, которые вошли в житийные повести и рассказы о Стефане. Это своеобразное соединение текстов Епифания Премудрого и народных преданий, которые впоследствии стали частью религиозной традиции. Житийные рассказы переписывались, и некоторые фрагменты становились преданием, например, история про прокудливую (обоготворяемую) березу.

И существуют предания о Стефане, не вошедшие в церковную традицию. Например, о том, как Стефан плавал на камне по реке Вычегде.

Вопрос о том, как сейчас расценивают деяния Стефана Пермского — неоднозначный. Он возник отчасти из-за роста национального самосознания, и в то же время, как следствие бурного атеизма советского периода. Согласно историческим материалам в конце XIX — начале XX вв. в ряде зырянских семей хранились иконы с образом Стефана. Люди ходили в Ульяновский монастырь, вещи из монастыря становились частью культовой жизни семей. Есть целый ряд исторических свидетельств о том, что икона Стефана из Вотчи была почитаемой, верующие ходили с ней в крестный ход в Усть-Вымь, Яренск, Ижму, Пермь. Исходя из этого, можно сказать, что коми народ относится положительно к Стефану Пермскому.

Почему коми азбука не прижилась и позже была замещена славянской?

Академик Лепехин, путешествовавший в XVIII веке по Северу, зафиксировал, что в Коми молитвы и богослужения произносились именно на зырянском языке, а не на старославянском. С письменностью сложнее. С чем связано, что до нас не дошли письменные памятники со стефановской азбукой? Во-первых, центр епархии несколько раз переносился — сначала в Вологду, затем в Вятку, а потом и в Пермь. Книги возились с собой, и их дальнейшая судьба неизвестна. Определенным поворотным моментом стали события, связанные с реформой Патриарха Никона. Она предполагала строжайший контроль над текстами. Причем, подразумевалось, что даже окончания слов должны быть правильными и не отступать от канонического текста. Никон руководствовался тем, что для богослужения и молитв это имеет огромное сакральное значение.

Как многочисленные комиссии выверяли тексты, описано достаточно подробно. И если уж выверялись окончания слов, то уж написание другими буквами совершенно не приветствовалось. Возможно, церковные книги на зырянском языке целенаправленно уничтожались. В то же время в XVII веке, в послениконовскую эпоху, существовали книги с надписями на стефановской азбуке, которая использовалась образованными богослужителями и переписчиками книг как тайнопись.

Стефан Пермский скончался в Москве. Стоят ли вопрос о перевозе его тела в Коми?

Вопрос об этом поднимался, но великий князь, сын Дмитрия Донского, принял решение о захоронении Стефана в Москве — в великокняжеской усыпальнице в храме Спаса на Бору. Известно, что позже снова заговорили об этом, желая перевезти мощи Стефана в Усть-Вымь, поскольку здесь была его земля, его вотчина. В тот момент, когда развивалось почитание святого, было очень важно наличие его мощей. В начале XX в. предпринималась попытка перенести мощи Стефана Пермского в Пермь. По архивным документам известно, что частички мощей Стефана были в Ульяновском монастыре, переданные туда в конце XIX в. А в 1931 году храм Спаса на Бору был взорван.

Дошли ли до наших дней личные вещи Стефана Пермского и какова их судьба?

Сохранился посох Стефана Пермского — символ епископства. Известно, что посох как святыня находился при его раке. После польского нашествия 1612 года он пропал, но вскоре был обнаружен в Литве. В XIX веке по просьбе Синода и Пермской епархии посох Стефана был возвращен. Сейчас он находится в Перми и считается святыней города. Историки описывают более поздний вариант посоха — после того как он уже был обложен костью. На кости изображены сюжеты, связанные с житием Стефана и повторяющие тексты преданий. Исследователи пришли к мнению, что украшение из кости на посохе изготовили местные мастера примерно в 70-е годы XV века.

Не было ли желания у властей Коми попросить это посох? Все-таки Стефан Пермский — местный святой…

Передача историко-культурных ценностей — вещь сложная. Во-первых, это вопросы, связанные с государственным хранением, а во-вторых, и Вологда, которая владеет иконой «Зырянская троица», которая по преданию написана самим Стефаном Пермским, и Пермь очень дорожат своими ценностями.

Чем же может похвалиться Коми край?

Коми край обладает одним из самых богатых собраний икон с образом Стефана Пермского и рукописными памятниками с текстами жития и акафиста «зырянскому апостолу».

Недавно Сыктывкарская и Воркутинская епархия заявила о необходимости установить в Коми памятник Стефану Пермскому. Вы одобряете эту идею?

Вполне, но я исхожу не с точки зрения верующего человека, а с точки зрения развития региона. Чем больше мы будет «завязывать» республику на Стефане Пермском, тем лучше будет региону. Это моя позиция, но она не всегда находит поддержку.

Почему вы так считаете?

Во-первых, это огромная духовная составляющая: у земли есть свой покровитель, свой святой, и отказываться от своего святителя не надо, ни один регион этого не делает. С исторической точки зрения мы только обогатим представление о нашем регионе, если его будут связывать с именем Стефана. Сколько мы ни работаем на выставках, посвященных Стефану Пермскому, почти ежедневно убеждаемся, что люди вообще ничего не знают о нем и об истории края. И вопрос тут не в том, верующий ты или нет.

А чего мы не знаем о Стефане Пермском? Над чем бьются историки?

Мы много чего не знаем о нем, и не узнаем. Например, мне до конца не понятно, почему он пошел сюда, на Вычегду. Когда мы шли по реке в экспедиции, я постоянно думала: чего ж он сюда пошел? Шел он к язычникам и надо осознавать ту мощь, которая двигала человеком. Мы не знаем, что Стефан читал и чем он руководствовался. О чем они так много спорили с Сергием Радонежским в Ростове во время встреч в монастыре? Мы читаем в житиях, что они вели непростые беседы и много дискутировали. О чем? Ведь Сергий Радонежский — это тот человек, при котором началось объединение земель. Подобных вопросов много. Еще пласт вопросов завязан на взаимоотношениях Стефана и Дмитрия Донского. Насколько они были близки? Мы знаем, что Дмитрий Донской его ценил, но как их взаимоотношения складывались в жизни? И самый главный вопрос: почему Стефан так неожиданно умер в Москве. Казалось бы, ничто не предвещало смерти. Что-то не складывается. В этой связи возникает вопрос: почему не захотели отдавать в Усть-Вымь тело Стефана? И еще один вопрос — немаловажный — Андрей Рублев был на похоронах? В этом время он был в Москве. Словом, загадок очень много…

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июль 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Реклама


Реклама