Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Понедельник, 13 Июль 2009, 14:02 735 0

Сыктывкарские ученые выяснили тайны отношений мужчин и женщин коми народа

Сыктывкарские ученые выяснили тайны отношений мужчин и женщин коми народа.

Как сообщил «КомиОнлайну» кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Олег Уляшев, в июне в издательстве КНЦ вышла книга «Мужчина и женщина в традиционной культуре коми», написанная им в соавторстве с этнографом Ириной Ильиной. «Это первая научная монография на подобную тему в России. Мы работали над ней более 10 лет, — отметил он. — Ранее у некоторых исследователей выходили статьи по отдельным аспектам этой темы, но целостной картины не представлял никто».

По его словам, главный вывод, к которому пришли авторы работы, заключается в том, что благодаря природно-климатическим особенностям региона у коми издавна сложился особый тип хозяйства, повлиявший на взаимоотношения полов. «Если у южных народов и даже русских средней полосы можно говорить о жестком примате мужского начала над женским, поскольку мужчины занимались крестьянским трудом — основным источником пропитания, то у коми, а также их соседей сложилась иная картина», — рассказал О.Уляшев. Так, у коми сферы мужских и женских занятий оказались очень четко разделены, они идут параллельно друг другу. Коми мужчина всегда больше внимания уделял охотничьему промыслу и рыболовству, поэтому большую часть года пропадал в лесах. Вплоть до 20-х годов прошлого века такие промыслы обеспечивали до 70-75 процентов доходов семьи. Земледелие, огородничество ложились на женские плечи за исключением пахоты и сева, которые осуществляли все-таки мужчины. «В результате у коми женщины доминировали во внутрисемейных отношениях, тогда как мужчина в доме фактически являлся почетным гостем, — рассказал О.Уляшев. — Ранее ученые механически переносили на коми модель крестьянской семьи, существовавшей в средней полосе России, но это неверный подход. У коми не было домостроя, было равноправие полов».

Вместе с тем, как пояснил ученый, существовали каналы социального общения, связывающие представителей разных полов и обеспечивавшие стабильность брака и воспроизводства населения. «Уже с детства существовали общие игры, занятия для мальчиков и девочек — в них, а также на молодежных посиделках подбирались пары, впоследствии вступавшие в брак. У коми в отношениях мужчин и женщин существовала и любовь», — отметил О.Уляшев.

Этнограф развеял миф о сексуальной распущенности коми девушек, взявший начало из ранних этнографических работ известного социолога Питирима Сорокина. «По сравнению с народами более южных регионов коми девушки отличались большей свободой. Они были экономически свободны — все заработанные с малых лет деньги оставались у них на руках, откладывались на приданое. У коми допускалось больше вольностей в отношениях юношей и девушек, однако была и значительная регламентация отношений, предотвращавшая нежелательные для общества последствия. Так, существовал запрет на брак между родственниками до определенного колена, между детьми крестных родителей — они считались близкими родственниками, запрещены были гуляния во время постов, — рассказал ученый. — У коми по переписям XIX века зафиксирован вдвое больший уровень численности внебрачных детей, чем у соседних русских — 4-5 процентов вместо 2. Однако выйти замуж девушке с ребенком не было проблемой, и таких детей не ущемляли в правах. Зато в браке коми женщина блюла чистоту».

Как пояснил собеседник, браки у коми заключались как по расчету родителей молодых, так и по любви. Например, в деревнях по реке Вашка в Удорском районе существовал обычай «увода», когда молодой человек крал девушку и спустя год приходил «мириться» и получать благословение на брак к ее родителям. В Усть-Куломском районе существовал обычай, согласно которому парень мог отдать любимой девушке в церкви перед венчанием ее с другим мужчиной шнурок от обуви — в случае согласия девушки принять его свадьба с навязанным женихом расстраивалась. «В основном, браки заключались по согласию, хотя девушку из очень бедной семьи могли выдать замуж поскорее без учета ее желания», — отметил О.Уляшев.

Ученый также сообщил, что у коми не было принято двоеженство, как у некоторых соседних финно-угорских народов, однако такие случаи фиксировались исследователями. Некоторые пары жили семьей без официального заключения брака в церкви — особенно это характерно для старообрядцев. «В староверческой среде иногда «венчались» вокруг ступы — и это считалось не хуже церковного брака, — сказал он. — Женщины могли прожить несколько лет в таком браке, а затем «развестись» по собственному желанию».

По словам О.Уляшева, сейчас отчасти происходит возврат к описанной модели отношений мужчин и женщин коми на основе некоторого роста значения традиционного природопользования в сельской глубинке. «Однако охота требует больших площадей, а пространство лесов сужается — лес валят, добывают полезные ископаемые. Поэтому традиционная модель взаимоотношений у коми уходит в прошлое», — заключил он.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама

Кто есть кто

Бобков
Игорь
Янович
Родился 27 сентября 1958 г.
Реклама
Реклама

Календарь

«Сентябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама


Реклама