Напомним, опера «Куратов» была написана выходцем из Коми, а ныне жителем Лондона композитором Сергеем Носковым. Основа либретто выполнена в 1984 году коми поэтом Албертов Ванеевым и дополнена С.Носковым современными реалиями. Постановка оперы «Куратов» была запланирована на текущий год вследствие 170-летия со дня рождения основоположника коми литературы и провозглашения 2009-го годом коми языка. Артисты спектакля исполняют свои партии как на коми, так и на русском языке.
Действие оперы происходит в двух временных отрезках – в наши дни и в XIX веке. Эпизоды из жизни И.Куратова – детство, зрелость и любовные переживания, болезнь и последние годы жизни – скрепляет между собой образ поэта, который, живя в наши дни, сочиняет оперу о коми-национальном герое. Через все содержание проходит основополагающая мысль о самобытности, необходимости и жизнестойкости коми языка, народа и края. Все эти в какой-то степени самостоятельные и неодушевленные герои вступают в идейную борьбу со своими гонителями – полицейскими исправниками, служителями церкви и им сочувствующими.
Премьерные показы национальной оперы прошли в Сыктывкаре 2 и 3 октября при полном аншлаге. Среди пришедших были как ценители, так и просто заинтересованные. Предваряя первый показ, на сцене с приветственным словом собрались первые лица республики, а также театральные деятели. Небольшая путаница произошла в подсчете самих коми национальных опер. Так, главный режиссер театра оперы и балета Ия Бобракова заявила, что это первая национальная опера на коми языке. «Этого события я лично ждала 25 лет. На постановку оперы были брошены все силы театра и задействованы все сотрудники – от вахтера до самых наших больших артистов», - отметила она.
И.Бобракова и В.Судакова первыми осознали значимость постановки оперы «Куратов»
Выступивший следом министр культуры республики Владимир Юрковский вспомнил еще одну написанную ранее национальную оперу Якова Перепелицы «На Илыче». «Уникальность этой оперы – «Куратов» - в том, что в ней отражена связь времен. В XIX веке жил наш коми поэт и основоположник коми литературы Иван Куратов. В XX веке другой не менее великий поэт Альберт Ванеев сочинил об И.Куратове стихи. В XXI веке наш композитор С.Носков написал оперу об И.Куратове на стихи А.Ванеева. Эта премьера – настоящий праздник не только для театралов, но и для всех жителей нашей республики. Так что поздравляю вас всех с этим праздником», - обратился к присутствующим министр.
Пять национальных опер в своем полушутливом приветствии насчитал председатель союза композиторов Коми Михаил Герцман. «Вообще это уже пятая национальная опера. До этого были написаны и «Гроза над Усть-Куломом» Г.Дехтяровым, и «Усть-Куломское восстание» А.Воронцовым и «Домна Каликова» Б.Архимандритовым. Просто все предыдущие оперы в соответствии с политическими режимами переводились на русский язык. И только «Куратов» поставлен и идет в нашем театре на коми языке», - пояснил М.Герцман «КомиОнлайну».
М.Герцман и В.Юрковский дополнили список музыкальных произведений с национальным характером
Последним из выступивших с приветственными речами стал глава Коми Владимир Торлопов. Он отметил, что главной заслугой того, что «Куратов» все-таки появился на сцене нашего театра, стала настойчивость тандема руководящего состава республиканского музыкального театра. «Я вспоминаю, как Ия Бобракова вместе с директором театра Валентиной Судаковой пришли ко мне, долго что-то рассказывали, а потом я спросил у них: «Сколько?». В ответ на услышанную сумму, я ответил «хорошо» и, вот - опера поставлена. В этой связи я вас всех и поздравляю с этим праздником», - заключил В.Торлопов.
В.Торлопов не пожалел средств на постановку национального спектакля
В целом культурное событие прошло «на ура». Ведущие партии исполнили артисты театра Анатолий Измалков, Альфия Коротаева, Геннадий Муралев, Анатолий Журавлев, Тамара Савченко, Юрий Новиков и Лариса Поминова. Присутствовавшие на премьере отмечали необычайную мелодичность музыки С.Носкова, в которой удачно и гармонично переплелись и современные андеграундные нотки и старинные народные мелодии, и вдохновенно исполненные революционные марши. Новые декорации радовали глаз реалиями родной северной природы – полями и березами – и знакомыми глазу архитектурными формами храмов и деревянных построек. Праздник пышности цвета был создан новыми сценическими костюмами артистов. Все это несколько сглаживало впечатление от местами плохо отрепетированных сцен и непопадания певцов в ноты.
Учащиеся детской хоровой школы мальчиков воспроизвели сцены из детства И.Куратова
Народный артист Коми Анатолий Измалков исполнил главную роль
Стоит также отметить, что под занавес публика разразилась внушительными и продолжительными аплодисментами, особенно ударившими после выхода на сцену композитора С.Носкова. Своими впечатлениями от премьеры он поделился с корреспондентом «КомиОнлайна»: «Я очень доволен и этим премьерным показом, и тем, что мне в принципе оказали большую честь, доверив написание национальной оперы. Думаю, что и оправдался мой прицел на современность, который я добавил некоторым звучанием в уже существующее либретто А.Ванеева».
С.Носков остался полностью доволен премьерой
В завершение похода в театр корреспонденту «КомиОнлайна» удалось пообщаться с жителем Франции, специально приехавшим на премьеру «Куратова». Себастьян Коньели – студент одного из вузов Франции, изучающий региональные финно-угорские языки, преуспел и в изучении коми языка. «Эта опера произвела на меня необыкновенное впечатление. Считаю, что коми язык нельзя назвать умирающим или несуществующим. Я объездил несколько деревень и в них люди продолжают говорить на коми. Это очень живой язык. Также мне понравилась и музыка, которую я сегодня услышал – необычайно драматическая и оригинальная. Могу сказать, что мне все было понятно», - сообщил он.
Фото: Евгении Габовой
Комментарии