Новую постановку Светланы Горчаковой соотносят с уже известными спектаклями режиссера «Вор керка» («Охотничий домик»), «Ош родвуж» («Медвежья кровь») и «Керча-ю козяин» («Хозяин керча-реки»). С.Горчакова и на этот раз нашла идею для постановки в историческом прошлом финно-угорских народов.
В основе «Вожака» - ижмо-колвинские эпические песни
В основе сюжета спектакля «Вожак» - эпическая песня «Сизим ареса детинка» («Семилетний мальчик»). В 60-80-х годы прошлого века фольклорная группа Коми филиала Академии наук СССР открыла уникальное явление - коми народный эпос, в частности - ижмо-колвинский, который бытовал и поныне бытует в оленеводческих чумах и в отдаленных селениях. Сюжет этой истории закручивается на межродовых конфликтах, причиной которых становятся оленьи стада и нарушения границ между охотничьими угодьями. Так родню главного героя Ерны начинают убивать из-за охоты на чужих гусей. Пережив череду смертей своих близких семилетний ребенок остается сиротой.
Единственный родственник, которого маленький Ерна найдет в живых, дядя, и тот окажется сумасшедшим
Как и положено в эпосе, Ерну ждет долгий путь превращения в настоящего богатыря. Он перенесет множество лишений и преодолеет испытания, уготованные судьбой и только после этого сможет отомстить за свой род и стать новым вожаком. Весь этот путь увидит и зритель - в яркой и динамичной постановке. С танцами, драками и спецэффектами.
Большое внимание режиссер уделяет образу зверей. Актеры играют оленей, лисиц, полярных сов и даже морских котиков
Не раз в спектакле проявляется тема языческих богов и обрядов
Так, в финале зрителей ждет страшная сцена жертвоприношения
В спектакле есть и немало юмора. Сцена из жизни «плохих парней» богатого человека Мандо очень напоминает кадры из известного советского фильма про самогонщиков
Отдельно нужно сказать и о музыкальном оформлении спектакля. В постановке звучат оригинальные произведения композиторов и обработки ижемских песен. Причем, наряду с фонограммой музыка воспроизводится настоящими певцами, которые играют на национальных инструментах и исполнят вокальные партии.
«Оркестровая яма» спектакля: певцы Валентина Соколова и Александр Ветошкин
На премьере не обошлось и без технических «косяков». Так, после очень сложной по технике сцены у моря, весь дым пошел в зрительный зал.
Первые ряды зрителей начали закашливаться...
Впрочем, этот недостаток был быстро устранен и, как показалось корреспонденту «КомиОналайна», к концу спектакля был забыт. Зал восторженно аплодировал по окончании постановки, артистов долго не отпускали, поэтому они несколько раз повторили свой танец «на выход».
Фото Евгении Габовой
Комментарии