Правосознание судей необходимо менять. Об этом заявил адвокат, заместитель председателя Общественной палаты Коми Михаил Жилин на расширенном заседании Совета ОПРК 15 февраля, комментируя итоги работы Общественной наблюдательной комиссии республики.
Как рассказал председатель наблюдательной комиссии региона, председатель правозащитной общественной лиги «Коми ПОЛ» Николай Збаражский, решение о создании комиссии было вынесено в июне 2008 года, но лишь в декабре того же года члены данной организации смогли приступить к работе. Целью работы комиссии стало осуществление контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. «Согласно закону, в нашу зону внимания попадают зоны, ИВС, относящиеся к ведению МВД и УФСИНа. Есть возможность проверить воинские гауптвахты, другие места, где люди подвергаются лишению свободы, - пояснил он. – По статистике МВД РФ мы проходим как одна из самых активных наблюдательных комиссий России, при том что не все надлежащие места посетили. Но мы обнаружили главное: количество посещенных мест ограничения свободы не имеет значения – условия содержания людей везде не соответствуют нормам не только Европы, которые подписало в свое время руководство страны, но и федеральным санитарным нормам. И проблема не столько в том, что эти условия унижают человеческое достоинство, сколько в том, что они представляют собой большую угрозу для тех, кто там находится».
По его словам, решить данную проблему можно двумя путями – либо совершенствуя материальную базу учреждений, где содержатся граждане, попавшие под ограничение свободы, либо сократив количество данной категории лиц. «Улучшить материальную базу невозможно, мы понимаем, что у республики на это нет денег, надо больше требовать с федерального центра. Но можно уменьшить число людей за счет тех, кто находится на предварительной стадии следствия за нетяжелые преступления», - предложил Н.Збаражский.
«То ли так совпало, то ли наши слова были услышаны, но сейчас можно констатировать: президент РФ подписал закон, по которому лица за легкие преступления, особенно экономической направленности, не будут помещаться в места ограничения свободы, - отметил докладчик. – По Коми мы знаем примеры Сергея Сердитова, Алексея Князева, Алексея Королева. Мы выступили с предложением, чтобы не помещали туда людей за административные правонарушения, например, в связи с ужесточением законодательства по правилам дорожного движения. В этой связи уместно участие Общественной палаты Коми и Общественной палаты РФ, которые могут выносить вопросы на рассмотрение субъектам законодательной инициативы. Здесь тонкий вопрос, надо вести переговоры, без шума договариваться с силовыми ведомствами, чтобы они добровольно шли на изменения или действовать путем законодательных инициатив».
«Я как адвокат и человек многое знаю, - отметил в связи с этим выступлением М.Жилин. – Если сейчас поехать в сыктывкарский СИЗО №1, 30 процентов находящихся там надо сразу освобождать. Если есть ходатайство следствия, всех обязательно помещают в СИЗО. У нас в СИЗО №1 перебор более чем на 30 процентов от установленной нормы по содержанию людей».
«Лет 6-7 назад наша власть дала негласную установку об ужесточении уголовной ответственности. Помню, судья жаловался шесть лет назад, что на президиуме Верховного суда Коми ему сказали, что за оправдательные приговоры с ним будут «вопрос решать». Политика самой судебной власти такова: не освобождать попавших под следствие лиц. Сегодня привлечь судью к ответственности за то, что он сделал ошибку, и вынес чрезмерно жесткое наказание, невозможно. Правосознание самих судей надо менять, - подчеркнул зампред ОПРК. – По Коми сейчас много примеров того, что суды стали более осторожными с точки зрения избрания меры пресечения. Идет влияние общественности на самосознание судей, это хорошая тенденция. Главная задача Общественной палаты – общественный контроль за деятельностью всех государственных органов. Влияние на судебную власть должно идти через общественное мнение и изменение законодательства».
Комментарии