Сыктывкарку Нину Костареву, работавшую сиделкой у пожилой больной женщины, выселят из муниципальной квартиры. Об этом она сообщила на пресс-конференции «Осторожно! Договора администрации города Сыктывкара на обслуживания одиноких стариков за их квартиры» в офисе КПК «Мемориал» 17 марта.
Сиделка Нина Костарева (слева) не хочет выселяться из квартиры женщины, которой спасла жизнь
По ее словам, эта история началась в 2002 году. «Все началось с частного звонка. Позвонили родственники Аллы Завьяловой и попросили меня поухаживать за пожилым человеком. С учетом критического состояния женщины мне предстояло находиться при ней сиделкой постоянно. На момент моего прихода Алла Владимировна содержалась буквально в скотских условиях. Кругом были грязь, паутина, сгоревшая посуда. Запах в квартире стоял неимоверный. Сама пенсионерка находилась в ужасном физическом и психическом состоянии. Лицо было разъедено токсинами, отеки на ногах доходили до бедер», - рассказала она.
Пожилую женщину незадолго до этого выписали из психиатрической больницы. Врачи гарантировали ей не более одного месяца жизни. Было очевидно, что за женщиной никто не ухаживал, хотя на руках у нее был договор передачи квартиры в собственность администрации города взамен на выплату помесячной ренты и предоставления социально-медицинского ухода.
Как пояснила Н.Костарева, она подняла женщину на ноги, стала жить вместе с ней. В результате А.Завьялова прожила до 2007 года. К тому времени сиделка стала официальным опекуном женщины. Кроме того, последние 5 лет жизни родственники А.Завьяловой пытались расторгнуть договор с администрацией города через суд. Однако все их иски были отклонены.
История почти пятилетней давности получила обнародование только сейчас, возможно, потому что 22 марта бывшую сиделку (опекунства женщину лишили сразу после смерти пенсионерки) выселят из квартиры, которая уже четыре года находится в муниципальной собственности. После этого Н.Костаревой придется жить на улице — до того как переехать к А.Завьяловой женщина жила при монастыре трудницей. Хотя, по словам самой Н.Костаревой, ее цель обращения к СМИ — предупредить бедных стариков о существующей опасности. «Я бы настойчиво порекомендовала пенсионерам, решившим заключить подобный договор, тщательно подумать, прежде чем принять решение», - заключила она.
«Подобные договоры администрация не заключает уже с 2007 года, хотя просятся многие, - сообщила «КомиОнлайну» начальник социального отдела администрации города Светлана Рашева. - С историей Аллы Завьяловой мы знакомы. То, что происходило тогда, действительно ужасно, однако сегодня ситуация совершенно другая».
Как пояснила С.Рашева, с 2006 года постановлением главы администрации города определены только две функции, которые должна выполнять администрация, согласно договору: выплата помесячной ренты и захоронение после смерти. Социально-медицинское обслуживание одиноких стариков передано республиканскому ведомству социальной защиты населения.
«На сегодня действительным остается 21 договор с пожилыми людьми, - уточнила С.Рашева. - Они получают ренту. Суммы, конечно, небольшие. Но эти цены прописаны в договоре, сумма фиксированная. За 1-комнатную квартиру пожилые люди получают 3000 рублей в месяц, за «двушку» - 3500, за 3-комнатную — 4000. Но в большинстве случаев для этих людей важны не деньги, а участие. Многие годы они живут одиноко и бывают никому не нужны. Мы знаем всех «своих» стариков. Постоянно поддерживаем связь с ними, поздравляем с днями рождения, праздниками. Иногда бывает, ближе к критическому возрасту, объявляются родственники, которые хотят заполучить имущество, и начинают наговаривать. Возникают претензии. Хотя и тут нет никакой проблемы в том, чтобы расторгнуть договор. Нужно только понимать, что администрация — юридическое лицо, поэтому решить этот вопрос только в судебном порядке. За последние 5 лет таких случаев у нас не было».
Что касается дела Н.Костаревой, нынешние сотрудники администрации не могут объяснить, почему в те годы суды отклоняли заявления родственников на расторжение договора. Относительно самой квартиры судьба уже решена — бывшую сиделку выселят.
«Она сначала попросила пожить там хотя бы какое-то время, - пояснили в администрации. - Мы пошли ей навстречу и разрешили остаться на 40 дней после смерти. Потом начались постоянные суды, и Костарева все живет в этой квартире. Хотя она там даже не прописана».
Комментарии