Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Пятница, 16 апреля, 2010, 12:29 1726 0

Повернуть реформу образования вспять хотят нынешние педагоги Коми, зарплату в 20 тысяч рублей — будущие

В Сыктывкаре на пленарном заседании Общественной палаты Коми 15 апреля педагоги и студенты вузов столицы республики обсудили вопросы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в регионе. Жалобы на проблемы современной системы образования и предложения по их исправлению выслушал корреспондент «КомиОнлайна».

Как сообщила председатель комиссии ОПРК по социальным вопросам, директор Женской гимназии Сыктывкара Валентина Кулимова, президент РФ Дмитрий Медведев 4 февраля 2010 года утвердил инициативу «Наша новая школа» (ННШ), озвученную им в послании Федеральному Собранию РФ в 2009 году. Эта концепция имела большой резонанс в учительском сообществе страны. «В Коми сейчас насчитывается 413 дневных общеобразовательных школ, которые посещают 95,5 тысячи учащихся. Школы у нас – разные, - отметила она. – При повышающихся требованиях к образовательным учреждениям продолжает оставаться невысокой зарплата педагогов, усугубляется тенденция старения учительских коллективов – при работающих в республике двух вузах, где идет подготовка педагогических кадров».

По ее словам, школа не может существовать отдельно от общества и является его продуктом. Сегодня в России есть страшные примеры: в Сибири ученики одной из школ избивали пожилую учительницу, а в Ставропольском крае педагог довела подростка до самоубийства. «И это не удивительно. Скандальный телесериал «Школа» показывает жизнь школы, где ученики пьют, курят, ругаются… Даже после огласки избиения 73-летней учительницы это «кино» не прикрыли!», - возмутилась общественник.

Как рассказала В.Кулимова, участники учительского сообщества портала Завуч.инфо раскритиковали проект ННШ, в рамках которого предполагается построить новые школьные здания, современные столовые, актовые и спортивные залы, медиацентры и библиотеки, а также обеспечить ученикам «условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития». По мнению учителей, направивших письмо Д.Медведеву, бюджеты регионов не осилят эти преобразования. «И в нашем регионе – тоже, ибо строительство новой школы становится чуть ли не сенсационным событием, - подчеркнула она. – Вопреки высоким заявлениям, заработная плата школьного учителя ниже зарплаты грузчика в магазине, охранника и уборщицы в офисе. Учителя считают, что главный документ, определяющий политику государства в области образования, должны принять сами жители страны на референдуме».

Как пояснила докладчик, концепция ННШ включает шесть основных позиций. Первая предусматривает переход на новые стандарты образования, определяющие, какими должны быть результаты учебы детей. Вторая позиция оговаривает помимо обязательной части школьной программы внеаудиторную занятость учеников: кружки, секции, творческие задания – на что будет отводиться 10 часов в неделю. В третьем пункте утверждается , что результатом образовании являются не только знания по конкретным предметам, но и умение применять их в повседневной жизни. Также концепция предполагает создание в школе надлежащих материально-технических и кадровых условий, независимую проверку знаний школьников, увязку программ обучения старшеклассников с выбором ими специализации, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса.

По ее словам, после введения с 1 января 2008 года в Коми новой системы оплаты труда педагогов их средняя зарплата за 2009 год составила 11 тысяч 721 рубль, что на 19,2 процента больше, чем годом ранее, но в два раза меньше среднемесячной зарплаты по республике. При этом технический персонал школ имеет должностной оклад ниже прожиточного минимума, а доплаты этим сотрудникам производятся за счет фонда стимулирующих выплат учителям.

Еще одна специфическая для Коми проблема – закрытие малокомплектных школ, удельный вес которых в регионе составляет 50 процентов. В феврале этого года ОПРК направила письмо главе республики и председателю Госсовета региона - «крик души». В ответе за подписью вице-спикера Госсовета Евгения Шумейко было сказано, что закрытие малокомплектных школ является самой крайней мерой. Правительству Коми рекомендовано разработать целевую республиканскую программу развития образования. Но при этом в 2010 году планируется закрыть начальные школы в деревнях Паспом и Дзоль Усть-Куломского района, начальную школу в поселке Поляне и еще три школы в поселках Сосногорского района, в 2011 году - начальную школу в поселке Кемьяре Сыктывдинского района.

Как рассказала докладчик, в Удорском и Усть-Вымском районах учителя лишились части льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. В Удорском районе их вернули. В Усть-Вымском районе прокуратура сочла, что соответствующее постановление главы муниципалитета не противоречит федеральному законодательству, однако вынесла протест на республиканский закон, в соответствии с которым установлены разные уровни социальных гарантий для педагогических работников государственных и муниципальных учреждений.

По словам В.Кулимовой, при реализации концепции ННШ надо делать акцент на сохранении здоровья детей. «А в сельской местности все дети должны получать горячее питание: такая богатая страна, как Россия, - а именно так позиционируют ее руководители РФ – должна это делать», - заключила председатель комиссии ОПРК и закончила свое выступление стихами Омара Хайяма: «Пока для школы не назначена цена – просит у власти хлеб она должна. Наверно, школа плохо власть учила, коль милостыню у нее просить должна».

Как сообщила член Общественной палаты республики Елена Струтинская, в феврале-марте был проведен опрос 298 учителей региона на предмет оценки ими результатов реформы системы образования. Выяснилось, что только 7,8 процента педагогов ощутили реальное повышение заработной платы, еще 34,7 процента – ощутили незначительно, 37,2 – минимально, 8,8 – никак. Удовлетворенность заработком отметили 2,2 процента опрошенных учителей, частичную удовлетворенность – 27,3, не смогли оценить – 31,2, не удовлетворены заработком – 39,3. Среди высказывавшихся педагогами мнений отмечены следующие: «стимулирующий фонд должен быть прозрачным, он должен идти не на доплаты, а на поощрения», «сельская школа не в поле внимания президента», «ощущение уничтожения, а не умножения образования».

Как рассказала председатель комитета по социальной политике Госсовета Коми Ольга Савастьянова, концепцию ННШ предполагается внести в Госдуму РФ для утверждения в мае этого года. «Мы заинтересованы в том, чтобы этот интегрированный закон об образовании – а в нем 21 глава и 180 статей – прошел обсуждение в субъектах Федерации, - подчеркнула она. – Сегодня концепция – амбициозный документ, но непонятно, как с существующей низкой материальной базой ее реализовать. Ключевой фигурой был и остается учитель, от него зависит реализация всех этих задумок. Чтобы поднять его статус, надо не на 18-19 процентов жалких поднимать зарплату педагогов, а в разы. Кроме того, сегодня ни один муниципалитет не в состоянии вытянуть дошкольное образование – это должны быть полномочия государства».

По ее словам, через фонд софинансирования муниципалитетов бюджет республики выделяет средства на оплату труда педагогов. «Для меня загадка – мы увеличили субвенцию на фонд оплаты труда, а зарплата сокращается. К сожалению, до каждой школы, чтобы проверить это, мы не дойдем. Выплаты из стимулирующего фонда должны решаться с учетом педагогического коллектива, а в ряде школ проводятся эксперименты, когда все решается исключительно директором. Меры социальной поддержки педагогов в соответствии с решениями Верховного и Конституционного судов РФ являются обязанностью федерального уровня – но нет механизма финансовой поддержки! Мы в Коми решили это сделать, не дожидаясь федералов, но в соответствии со 184 и 131 федеральными законами мы можем принимать такой закон только по государственным учреждениям, но не можем обязать муниципальные образования это сделать», - разъяснила тонкости законодательства и практики его применения О.Савастьянова.

Парламентарий обратила внимание на еще одну проблему. «Пугает ожидающееся внесение изменений в законодательство в связи с изменением статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений: их хотят разделить на казенные, бюджетные и автономные – и тут возникает очень много вопросов», - отметила О.Савастьянова, призвав общественников региона включиться в совместную с Госсоветом Коми работу по поиску путей решения проблем в сфере образования.

Член ОПРК, известный сыктывкарский композитор Михаил Герцман поинтересовался судьбой учреждений дополнительного и профессионального образования, где дети получают творческие профессии. «Эти направления через систему дополнительного образования должны быть - для раскрытия творческого потенциала школьника», - заверила его О.Савастьянова.

Совершенно иную точку зрения на концепцию ННШ представил председатель рескома профсоюза работников образования Михаил Иванов. По его мнению, выделенных республикой за время реформы системы оплаты труда педагогов 550 миллионов рублей недостаточно. «Надо 15 миллиардов! – подчеркнул он. – У каждого третьего педагога республики отобрали северный коэффициент, всем директорам школ вывернули руки. Почему они не дают учителям денег из стимулирующего фонда? Потому что у них остается 10 копеек на 15 учителей после всех других выплат. В школы учителя не идут не потому, что пединститут плохо работает. Выпускник пединститута приходит – мы предлагаем ему всего 5-5,5 тысячи рублей, а это стоимость аренды комнаты. Если зарплату педагога в 6 тысяч рублей увеличить на 20 процентов – это ничего не изменит. Совершенствовать учителя не надо, он работник творческий, сам себя совершенствует. Надо не вредить учителю. В советское время было 18 часов нагрузки и еще 18 предполагались на подготовку к урокам, общение с учениками, их родителями. А сейчас учитель вынужден «гнать» эти часы. Потом ЕГЭ придумали… Идет реформа ради реформы. Мы требуем от правительства РФ повернуть эту машину назад, требуем федеральных гарантий работникам образования. В Госдуме с января лежит законопроект – отдать на места оплату коммунальных услуг учителей. Мы, педагоги России, отправили свыше 150 тысяч телеграмм – и пока что «завернули» этот закон».

Учитель истории и обществознания средней школы села Айкино Усть-Вымского района Нина Королева поддержала коллегу: «Молодые специалисты не идут в школы не потому, что их пенсионеры не пускают, мы в нашу школу взяли историка даже без исторического образования – нет людей». По ее словам, в районе при секвестре бюджета на 37 миллионов рублей 23 миллиона «отрезали» у системы образования. В результате стимулирующий фонд педагогам урезан до 5 процентов, причем из него еще доплачивают зарплату техническим сотрудникам до МРОТ. «Новая система оплаты труда несправедлива, ЕТС была справедливее, мы хотим вернуться к ней, так как получали бы больше, - заявила она. – Мы считаем, что статус муниципального педагогического работника должен быть приравнен к статусу государственного педагога. Кроме того, нам ограничили льготы на коммунальные услуги. Мы обратились в прокуратуру и администрацию района и получили ответы, что нам эти льготы не положены. Сейчас мы направили запрос в Конституционный суд по поводу нарушения принципа равенства учителей. В 2010 году нам ни рубля не выделено на подписку на периодические издания, на переподготовку – как повышать квалификацию?.. В прошлом году учителя ездили на курсы за свой счет. Нам не оплачивается проезд к месту отдыха по закону о Северах, район выплачивает только за 2008-й год, хотя госслужащие уже все получили. Да, мы много получили по нацпроекту «Образование» - классы по химии, географии, информатике, но нам нужны также элементарные вещи: краски для ремонта, бумага для тестов – все это мы закупаем на собственную зарплату».

Еще более оживил дискуссию студент 3-го курса исторического факультета Сыктывкарского государственного университета Андрей Андреев. «Я сам из педагогической семьи, моя мама 26 лет работает учителем, преподает в одной из школ Лесозавода – и теперь сожалеет об этом и не советует мне идти в учителя. Я не стал бы умалять достоинства СГУ: многие его выпускники идут в школы – физики, математики. Из 30 человек моего курса 15 сейчас точно хотят идти в школу», - порадовал аудиторию студент. Однако затем выступающий неожиданно повернул финансовую тему в иное русло: Мне рассказали, как получить диссертацию – надо деньги заплатить за подачу документов, еще что-то… У нас ведь больше нет в Сыктывкаре своего ученого совета по истории, надо ехать в Казань, другие города, а там придется идти на поклон к местному руководству». «Спасательный круг» молодому историку бросил заместитель директора Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, член ОПРК Александр Попов: «Идите ко мне в аспирантуру, у нас в КНЦ есть своя аспирантура по истории».

«А какой, по вашему мнению, должна быть зарплата учителя, чтобы вы пошли в школу?», - задал студенту-историку назревавший у присутствующих вопрос член Общественной палаты Коми, кандидат философских наук, преподаватель Ухтинского государственного технического университета Евгений Вологин. «При ставке 18 часов – для начала 20 тысяч рублей», - не растерялся А.Андреев. «Опрошенные нами педагоги остановились на сумме 14 тысяч за одну ставку», - прокомментировал профбосс учителей Коми.

«Надо кратно повысить зарплату учителю, - не выдержал А.Попов и поделился эпизодами своей трудовой биографии. – В советское время я после вуза и службы в армии не поступил сразу в аспирантуру, поехал в сельскую школу, где проработал два года. Так я получал со всеми надбавками 350 рублей в месяц. Купил «Жигули» и в аспирантуре ездил на них, правда, на бензин аспирантской стипендии часто не хватало… Если кратно повысить зарплату, то учитель будет работать над собой. Надо подвести материальную базу под концепцию».

Студентка 5-го курса Коми государственного педагогического института Анна Лукинович рассказала, что уже работает в сельской школе учителем информатики в ее родном Троицко-Печорском районе. При ставке 3390 рублей и 11 часах нагрузки у нее выходит около пяти тысяч рублей. «Ну, получите диплом - у вас будет семь тысяч, а через год – девять», - еще раз уточнил М.Иванов.

Народный учитель Коми, директор средней школы села Сторожевск Корткеросского района, член ОПРК Ангелина Захаренко заявила, что сельским школам не хватит выделяемых из бюджета средств на организацию профильного обучения из-за недостаточной величины классов. Также она предложила вернуть привлечение сельских учеников к физическому труду до 14 лет и обеспечить их за счет государства горячим питанием с 1 по 11 класс.

Священник Сыктывкарской и Воркутинской епархии отец Дмитрий обратил внимание аудитории на нехватку духовного воспитания при одновременном проникновении в учебные заведения различных фондов и организаций, маскирующих зарубежные религиозные секты. «Ангелы бывают разные – Божьи и падшие, которые суть бесы. Духовность без Бога – что это? Может, это псевдодуховность, а может – не от Бога вовсе. Часто ли вы видите православного священника в школах? – задавал он вопросы. – Возьмем ту же Европу. В старейших университетах Оксфорда и Кембриджа есть часовни, которые обеспечивают преемственность духовного воспитания. А сколько молельных комнат в школах Коми? Наша республика в конце списка всех субъектов РФ».

«Другой вызов – пропаганда нецеломудренного воспитания в школах, ювенальная юстиция. Это все нарушение заповедей Божьих «не прелюбодействуй» и «чти родителей». Человек не выше Бога, кто садится выше – горе тому. Семья – это маленькая церковь, разрушать ее – большой грех», - пояснил священник и внес конкретные предложения: «Запретить половое воспитание в учебных заведениях, вместо него ввести курс целомудрия, не допустить введения ювенальной юстиции, оградить детей и молодежь от экспансии оккультных сект, содействовать строительству домовых храмов и молельных комнат в школах».

Начальник отдела министерства здравоохранения Коми Татьяна Лыюрова выступила не с позиции чиновника, а как родитель, порекомендовав в рамках реализации концепции ННШ сделать школы более доступными для дополнительных занятий детей во внеучебное время. Директор Дворца творчества детей и учащейся молодежи Сыктывкара Татьяна Астарханова пожаловалась на то, что при переходе учебных заведений в статус автономного учреждения резко снижается стабильность «госзаказа» на их услуги и, соответственно, финансовые поступления, что негативно отражается на работе коллектива. Ректор республиканского института развития образования и повышения квалификации Татьяна Навазова обозначила проблему финансирования пилотных школ, которые будут переходит на новые стандарты.

«Надо в образовании готовить топ-менеджеров, - предложил свое решение кадровой проблемы член палаты Николай Беляев. – Они будут защищать интересы коллектива, давать результаты».

«Все точки зрения в одном ключе: денег не хватает, - подвела итоги дискуссии председатель ОПРК Галина Князева. – Концепция «Наша новая школа» - амбициозная задача, требующая масштабного финансирования, иначе ничего не будет. В сфере образования накопились острые проблемы, много учителей-пенсионеров».

По итогам заседания создана рабочая группа, которая займется доработкой проект решения, основными пунктами которого стали рекомендации правительству Коми о разработке целевой республиканской программы развития образования в регионе на 2011-2015 годы в свете инициативы ННШ, а также повышение размера оплаты труда учителей, введение грантов, обеспечение их жильем и соцпакетом, вывод из фонда стимулирующих выплат надбавок техническим работникам школ, установление равных соцгарантий педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама