Как пояснил организатор встречи известный общественный деятель Леонид Зильберг, идея обсудить, кому же принадлежит Сыктывкар, пришла, когда выяснилось, что даже центральная площадь столицы Коми не принадлежит муниципалитету. «Стало очень интересно понять, кому принадлежит пространство, на котором мы обитаем. Чье оно? - прокомментировал Л.Зильберг. - В поисках истины я связался с горадминистрацией. В ответ получил документ, который очень хорошо отражает сокращение обязанностей муниципальной власти. Если разобраться, сегодня представители администрации не могут прибирать город, наводить в нем порядок, равно как и не могут надавить на структуры, которые обязаны это делать». Частным примером общей проблемы бесхозности и ответственности стали киоски, которые в последнее время администрация стала вывозить с улиц города».
В разговор включился представляющий администрацию Сыктывкара заместитель главы Антон Воробьев. «К сожалению, могу констатировать факт, что в этом вопросе полномочия администрация обрезаны «до нельзя», - посетовал вице-мэр. - У нас есть обязанность всячески содействовать предпринимательству, в частности, в сфере розничной торговли. При этом полномочий, которые позволяли бы контролировать, например, установку таких точек, у нас нет. Борьбу с заброшенными киосками, которую вы сейчас видите, можно назвать подпольной, потому что фактически не до конца эта позиция является законной. Но если мы будем действовать законным путем, то есть через прохождение всех необходимых судебных инстанций, эта борьба, которая, очевидно, увенчается победой администрации, завершится как раз к окончанию торгового сезона. И в следующем году нам придется начинать все с начала».
Представитель Коми отделения «Опоры России», член региональной Общественной палаты Сергей Изъюров заявил на реплику А.Воробьева, что доля вины администрации в сложившемся «бардаке» лежит и на администрации, так как до сих пор не создан нормативный документ, регламентирующий порядок предоставления земельных участков для установления нестационарных торговых точек.
«Нормативный акт, регламентирующий предоставление земельных участков для организации нестационарной торговли был принят муниципалитетом в 2008 году. Он существует, - ответил вице-мэр. - Но здесь мы говорим о том, что участки занимаются предпринимателями самовольно. И речь идет о том, что механизм контроля в этой части у нас отсутствует. Мы можем только выявить нарушение и направить информацию в соответствующие органы власти, такие, как прокуратура или Роспотребнадзор, которые не всегда откликаются оперативно».
Юрист «Мемориала» Александр Островский поинтересовался, как такое может быть, что «какой-то хам пришел и поставил на свободном месте ларек». На что А.Воробьев рассказал о конкретной ситуации: В прошлую пятницу у городской четвертой бани появился ларек. Приехал кран и на тротуар, находящихся на земельном участке предприятия, поставил ларек. При этом обматерили заведующую. Сейчас ларек стоит пустой и закрытый. Мы собираемся его вывозить».
Президент торговой ассоциации Коми Галина Лапшина подтвердила, что в городе действительно развелось множество «нелегалов от бизнеса». «С администрации сегодня снят ряд полномочий, - пояснила она. - И это произошло не без нашего участия в свое время, когда предпринимательское сообщество требовало убрать административные барьеры. Нам дали волю. Сегодня открытие любой торговой точки носит исключительно уведомительный характер. Это привело к тому, что сегодня мы имеем форменное безобразие. Законопослушные бизнесмены уже готовы объявить «войну» незаконному предпринимательству». Г.Лапшина также предложила привлекать общественность для создания негативного образа недобросовестных предпринимателей.
«В последнее время я тоже пыталась узнать, кто все-таки торгует в городе, - рассказала собравшимся предпринимательница. - Подходила ко многим точкам и палаткам, разговаривала с продавцами. 80 процентов собеседников на вопрос о том, есть ли какие-нибудь документы, отвечали, что все у хозяина. Бывают случаи, кто продавцы даже не трудоустроены официально. Один частник на вопрос о том, на каком основании он торгует, показал договор на вывоз мусора. Никаких разрешений нет. Если земля частная, на нее не встанет никто. Встают туда, где земля «ничейная». Там контроля нет».
«Муниципальная земля – это земля, принадлежащая всем жителям города, - внес свои «пять копеек» правозащитник Игорь Сажин. - Вопрос заключается в том, как может сообщество контролировать незаконную деятельность. Может ли общественность вообще увидеть, кому и что принадлежит? Может, в администрации есть карта города, на которой отмечены все земельные участки с указанием владельца? Почему бы тогда не сделать эту информацию открытой?» - адресовал он вопрос А.Воробьеву.
«Для чего вам это нужно?» - по-русски вопросом на вопрос ответил представитель мэрии.
«Жить честно хочется, открыто, - пояснил И.Сажин. - Сейчас гражданская ответственность у людей начинает просыпаться. Они начали выходить, отстаивать свои права. Нюанс в чем: если земля муниципальная, то есть принадлежит каждому жителю города, то не вы должны обращать внимание на появление таких ларьков, а сами жители. Когда сами горожане будут подходить к владельцам и спрашивать, на каком основании ведется торговля. Одного человека могут и послать, конечно. А попробуйте не ответить толпе в 20 человек...»
А.Воробьев, в свою очередь, напомнил о проекте оперативной связи: «В администрации существует специальный номер для связи с населением: 05. Жители могут звонить по нему и в таких случаях тоже».
А.Островский вернулся к вопросу ларьков. Правда, коснулся не бесхозных строений, а вполне действующих предприятий, которые летом появляются на улицах города, как грибы после дождя. «Неужели так сложно узнать, кто владелец ларька? - задал риторический вопрос юрист и сам на него ответил. - Для этого достаточно купить что-нибудь и посмотреть данные на чеке. Если кассового аппарата нет, это сейчас разрешено, делаете запрос в налоговую, кто платит налоги с работы на этой точке. Если поступлений нет, берете дяденьку милиционера и возбуждаете уголовное дело. Все предприниматели работают с ведома кого-то. Федеральный закон №137 ограничивает плановые проверки предпринимателей, но не регламентирует административные отношения. Кто мешает взять и пройтись с проверкой по таким точкам?»
Идея с проведением совместной проверки пришлась по душе всем участникам. Возможно первый такой рейд представителей администрации, предпринимательского сообщества и правозащитной организации состоится в начале июня.
Фото Евгении Габовой
Комментарии