Работа фестиваля шла по четырем направлениям. Одним из самых интересных стала программа «Заполярный пленэр». «Идея пленэра в горах не нова, - отметил автор проекта С.Журавлев. - Художники ходили на пленэры со времен Средних веков. Они выходили на «натуру», писали пейзажи, обсуждали работы, делились впечатлениями. И в горах Коми пленэры проводились не раз». Нынче передать красоту уральских гор пробовали в графике и живописи. Не обошлось и без фотографов. «Как бы не ругались на меня художники-станковисты, фотография, на мой взгляд, такой же инструмент визуально-изобразительного искусства. Неважно, чем создана работа, главным для художника остается композиция, неожиданный ракурс и то невесомое, что называется талантом, способностью видеть мир иначе», - пояснил С. Журавлев.
Вооружившись мольбертами и фотоаппаратами, участники экспедиции уподоблялись импрессионистам и не раз приходили на одну и ту же точку, чтобы запечатлеть местность при разном освещении и погодных условиях.
У спортсменов-альпинистов, приехавших на горный массив Рай-Из, где проходил фестиваль, были совершенно другие задачи. Покорение новых горных дорог — вот что позвало сюда участников отряда «Клуб первопроходцев». Сам факт того, что ты можешь по-настоящему открыть новый маршрут, является немалым стимулом. По словам С.Журавлева, только за последние пять лет горными волонтерами республики было открыто и апробировано уже 60 маршрутов
Еще одна программа в рамках фестиваля была разработана специально для горных спасателей. Часть команды составили члены профессиональных спасбригад Ямало-Ненецкого автономного округа.
Самым массовым отрядом стал историко-краеведческий — экспедиция российских немцев «Полярная вертикаль». Общеизвестный факт, что вся российская геодезия строилась на немцах, приглашенных, позже — обрусевших. Именно они изучали Урал, проводили комплексное изучение местности, давали первые геологические описания. Нынешняя экспедиция российских немцев прошла «по следам» географа Шренка, который разделил Урал на Полярный и Северный.
«Когда мне говорят, что этот проект не имеет ничего общего с культурой, я отвечаю: чушь, - пояснил С.Журавлев. - Все участники фестиваля творили, активно участвовали в эстетическом процессе, развивали себя, делились своим восприятием прекрасного. Кроме того, на мой взгляд, невозможно стать хорошим художником или поэтом, описывающим свою Родину, если не любить свой родной край. И «любить» здесь можно считать синонимом «знать». Людям искусства очень важно знать свою Родину, и ее места, ее красоты: неповторимые образы тундры, лесов, гор, озер».
Конкретным результатом фестиваля может стать выставка творческих работ, которая будет собрана ко Дню республики. Но для авторов проекта и его участников хотелось бы, чтобы эта акция стала первым шагом. «В нашей республике множестве прекрасных мест, где можно было бы проводить подобные фестивали. Нынче все говорят о финансовой стороне вопроса, но, могу смело сказать, что при грамотном подходе, и при ориентации не на вип-группу в 10 человек, а на формат лагеря, можно рассматривать вполне бюджетные варианты, которые смогут потянуть даже студенты», - резюмировал С.Журавлев.
Фото Анны Бобрецовой, Натальи Бешкаревой и Дмитрия Писотского
Комментарии