К неожиданным выводам относительно жизни российских северян пришли ученые Коми, проведя весной нынешнего года социологический опрос жителей Архангельска, Мурманска и Сыктывкара. Российская и международная научная общественность уже знакома с результатами этих исследований. В популярной форме о содержании и общих итогах проекта «КомиОнлайну» сообщил этнополитолог, доктор исторических наук, заведующий отделом этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Юрий Шабаев.
По его словам, исследование было проведено в рамках программы фундаментальных исследований РАН на средства специального гранта Академии. «Главная идея проекта заключается в том, чтобы разобраться с наличием определенных идентичностей у жителей Российского Севера – региональной, гендерной, возрастной, этнической и любой другой. Для анализа нами были выбраны Коми, Архангельская и Мурманская области, то есть те регионы, значительная часть которых относится к так называемому Крайнему Северу. Этот маркер, который узаконен самим государством, подразумевает, что жители северных регионов – это особая категория граждан страны, которые проживают в крайне сложных природных условиях и которым поэтому государство предоставляет ряд льгот. Но важны не сами эти льготы и официальные маркеры, а то, что с их помощью формируется некое условное социальное сообщество северян. Оно может казаться условным еще и потому, что во многом сформировано за счет мигрантов из более южных областей. Не случайно на бытовом уровне часто ставится под сомнение само существование северной идентичности, ведь люди активно покидают Север в последние годы. В суждениях жителей северных регионов часто можно услышать ныне об утрате солидарности, которая была характерна прежде для жителей северных городов и поселков, о девальвации самого понятия «северянин», - пояснил ученый.
Как рассказал Ю.Шабаев, результаты исследования четко показали, что примерно 70 процентов респондентов вполне определенно отождествляют себя с сообществом северян. Люди не считают, что северяне — это сообщество народов Севера и вообще не считают этнический компонент важным в этой идентичности. Но это именно идентичность. «У людей ощущение принадлежности к северянам сохраняется даже после того, как он уехали в южные регионы», - отметил ученый. Северная идентичность в наличии которой были сомнения, оказалась наиболее выраженной - все остальные гражданские, местные, региональные, этнические идентичности выражены заметно слабее.
Неожиданным выводом оказалось и наличие ярко выраженной российской общегражданской идентичности, зато региональная, местная идентичность выражена у опрошенных северян слабо. «Например, в Коми подавляющее большинство опрошенных не признает того, что ее жители составляют некое единое сообщество. Мы 80 с лишним лет говорим, что строим в республике национальную государственность, но она так и не состоялась, ибо у нас до сих пор не придумано даже имя для граждан Коми. В Татарстане это получилось — там все татарстанцы, и даже в Ханты-Мансийском автономном округе русские теперь называют себя югорцами, а у нас такого явления нет, - уточнил этнополитолог. – Это говорит о том, что власти Коми все эти годы не имели четкой стратегии гражданской интеграции в регионе, не имели ясного и определенного «образа» территориального сообщества. Сообщество мыслилось и воспринималось как некое механическое смешение людей, но не как цельный социальный «организм». Впрочем, аналогично обстоят дела и в Архангельске, и в Мурманске».
Социологи выявили также крайне тревожную тенденцию депопуляции северных регионов России. «В Коми наибольшая численность населения была зафиксирована в 1990 году – 1 миллион 268 тысяч человек. За 20 лет она сократилась на 25 процентов. На Дальнем Востоке ситуация аналогичная, и ее называют катастрофой, а мы как будто ее не замечаем. А ведь надо смотреть, что будет дальше», - подчеркнул Ю.Шабаев. По его словам, оказалось, что более трети опрошенных северян собираются уехать в другие регионы на постоянное место жительства. В Сыктывкаре эта цифра оказалась самой высокой – 39,5 процента респондентов, в Архангельске – 35,5, в Мурманске – 38,8. Более половины - 51,5 процента - северной молодежи в возрасте до 25 лет хочет покинуть родные края навсегда или на долгое время. «Это самое пугающее, ведь молодые люди – будущее региона, - отметил ученый. – А в Вуктыле, Инте, Печоре ситуация еще хуже, чем в Сыктывкаре».
Причиной этого феномена, по его мнению, является отсутствие у людей ощущения перспектив жизни на Севере. «Подавляющее большинство опрошенных ничего не знают о наличии какой-либо политики федеральных властей по развитию Севера. Только 6 процентов ответили, что такая политика существует», - уточнил собеседник «КомиОнлайна». На вопрос о наличии четкой стратегии развития собственного региона положительно ответили только 8 процентов архангелогородцев, 13 – мурманчан и 11 – сыктывкарцев. «Получается, работа по просвещению граждан не организована, а ведь президент России Дмитрий Медведев четко заявил, что диалог между властью и гражданами есть одно из важнейших направлений в работе местных властей», - отметил он.
«Для политических менеджеров Коми в этой связи актуальным является вопрос организации открытого и активного диалога с населением региона и решение проблемы закрепления населения на Севере, а это возможно только за счет глубокой модернизации экономики и социальной сферы региона. Как будет решаться эта задача – это уже забота властей», - пояснил Ю.Шабаев.
Вместе с тем, по его мнению, результаты опроса показали, что правительство Коми имеет неожиданно высокий кредит доверия со стороны населения республики. «Я проводил различные опросы и в предыдущие годы, поэтому могу ответственно сказать, что уровень доверия к региональным органам власти Коми всегда был низок. Например, в 2002 году только пять процентов опрошенных сообщили, что оценивают Госсовет республики как реальный политический институт. А сегодня около трети респондентов заявили, что доверяют в той или иной степени руководству республики. Более того, в отличие от прежних лет администрацию главы и самого руководителя региона считает реальной властью в Коми наибольшая часть опрошенных, тогда как прежде такой властью называли и федералов, и олигархов, и мафию, но не тех, кто реально отвечает за развитие региона. Мне кажется, что правительство Коми должно использовать пока еще имеющийся ресурс доверия и больше ориентироваться на реальные общественные запросы, на те тревоги, которые есть у граждан, находиться в постоянном и прямом диалоге с жителями региона. Тогда непонимание людьми своего будущего может исчезнуть и ситуация изменится, - заключил ученый. - Безусловно, необходимо укреплять и гражданскую солидарность в республике. Если хотите, все ее жители — это одна большая семья, у которой есть общие интересы, которые, правда, еще надо осознать. Только там, где есть солидарность, будет гражданский мир, а там, где есть гражданский мир и возможно эффективное развитие».
Комментарии