Что-то мафиозное было не только в планах игроков, но и в интерьере бара: черно-белые фотографии Элвиса Пресли, отчего-то уносившие мысли в первую половину XX века, большой стол на 12 персон, предназначенный как будто для сходки мафиози, а на полу мелом был обведен силуэт мертвого мужчины.
Погружали в роль гангстера и музыкант с саксофоном, играющий что-то протяжно блюзовое, и виски, которое пили некоторые участники, и сигары, ждавшие своей участи в коробке на столе.
До начала игры я искал тех, кто, как и я, был неопытным новичком, и они к моей радости нашлись.
- Играли в мафию когда-нибудь? - спросил я у регионального управляющего директора ЗАО «TELE2 Коми» Александра Анчербака.
- Нет, - ответил он.
- Переживаете?
- Нет, - снова ответил он. Действительно, а зачем переживать-то?
К моему сожалению, нашлись и те, кто играл в мафию много раз и часто, видимо, выигрывал. Сотрудница «TELE2 Коми» Екатерина рассказала, что существует множество версий мафии, а пиарщик Антон Новоселов с «Русского радио в Сыктывкаре» добавил, что иногда можно моделировать ситуацию – например, все игроки во время выяснения отношений летят в космическом корабле. «Что ж за мафия такая?» - подумал я, сразу записав этих двоих знатоков в число особо опасных.
Началось все несколько неожиданно. В зал вбежала девушка, одетая по моде 30-х годов прошлого века, за ней последовал молодой человек, которого дама называла «Пупсик». За ними гнался мужчина в черном плаще и с пистолетом. Завязалась драка, причем инсценировка была настолько правдоподобной – с ударами, тасканием за волосы и громкими выстрелами, - что мне даже на какой-то миг показалось, что реально кого-то сейчас прибьют. Но все обошлось, и присутствующих пригласили за стол.
Итак, собрались 12 человек: восемь честных граждан, один комиссар, два мафиози, которые подчиняются крестному отцу. По правилам, когда все спят (то есть надевают повязку на глаза), просыпается мафия и делает выбор, кого убить. Убитый игрок отправляется на кладбище – то есть попросту выходит из игры. После гангстеров просыпается комиссар, который делает выстрел. Если он попадает в честного, то выстрел не засчитывается, и игрок остается в живых, если в мафиози – то бандит отправляется на кладбище. Когда все снимают повязки, начинается обсуждение, кто из сидящих за столом может быть мафиози. Путем обвинений, домыслов, наблюдений и убеждений несколько человек номинируются на эту отчасти сомнительную, отчасти романтическую «должность». У них есть шанс высказаться и попробовать переубедить коллег по игре в своей непричастности к криминальной организации. Затем идет голосование, и игрок, набравший большинство «за», отправляется на кладбище. Игра длится до тех пор, пока в живых не останутся либо честные граждане, либо мафиози.
В первой игре мне выпала карта быть мафиози. Моим начальником, к удивлению зрителей и меня, оказался А.Анчербак. Я в тот момент в очередной раз подумал, насколько не случайны случайности.
Быть мафиози нелегко. Любое обвинительное высказывание бумерангом возвращается к тебе же, подозрения усиливают замечания – что ты молчишь, что ты, наоборот, слишком разговорчив, что закурил, изменил тактику или просто странно себя ведешь. При этом надо быть постоянно логичным в рассуждениях, смотреть, кто как проголосовал. И чертовски трудно убедить игроков, что ты не мафиози, когда ты им являешься. Наверное, так же трудно убедить всех, что ты честный, потому что ты таковым и являешься.
В начальной игре нам, «сицилийцам», повезло: в первую же ночь мы застрелили комиссара, который мог простым перебиранием застрелить кого-то из нас. Играть стало проще. Я как новичок избрал простую тактику – просто отмалчиваться и не привлекать к себе внимания. За это один раз меня даже номинировали, но посчитали, что я мафиози, всего двое. А сотрудница «TELE2 Коми» Ольга даже сказала, что в отличие от многих я очень удивляюсь, когда убивают кого-то из честных граждан. Это, наверное, и позволило мне продержаться до конца. В результате в первой игре победила мафия.
Во время перерыва организаторы объяснили цель встречи: подготовка к совместному республиканскому проекту, о котором будет объявлено 1 ноября. Информационную поддержку ему будут оказывать сразу несколько СМИ республики, представители которых и собрались поиграть в мафию с TELE2.
Во второй игре мне «повезло» еще больше – карта назначила меня крестным отцом. В моем подчинении оказались две девушки-сотрудницы сотового оператора, причем так вышло, что мы втроем сидели рядом друг с другом. Играть стало еще труднее, так как надо было принимать решение, кого ликвидировать из честных. Решающее слово оставалось за мной, поэтому вначале я убирал тех, кто, судя по прошлой игре, представлял для мафии реальную угрозу. Комиссара «зацепить» не удавалось, и он с каждым выстрелом, не попадая в мафиози, все яснее понимал, кто является честным, а кто – нет.
Мафиози «спят»
На третьем круге меня номинировали. Основание – стал вести себя активнее, выдвигал кандидатуры на вылет. Мои доводы, что мне якобы стало проще играть, так как я теперь не мафиози, что у других больше прегрешений и что я честнее честного, оказались малоубедительны. Зал возликовал, уничтожив крестного отца.
Оставшиеся игроки, как и в предыдущий раз, казнили честных граждан одного за другим. Комиссар – а им оказалась заслуженная артистка России Альфия Коротаева, - правда, сделала один верный выстрел. Мафия на тот момент осталась в меньшинстве. Игра стала напряженнее, а под конец все затаили дыхание: за столом остались мафиози, честный и комиссар, причем А.Коротаева знала, кто кем является. Почему она не сказала, что она и есть комиссар, не известно, но при голосовании мафиози набрал большее число голосов, чем остальные. Итак, в этот раз победили честные.
Я понял, почему эта игра так популярна: психологическое напряжение, желание найти и обыграть противника, основываясь на логике и интуиции, сложность комбинаций и эмоциональная незащищенность, умение убеждать и переубеждать, хитрость и актерские навыки – все это превращает людей в кого-то иного, пусть на время, пусть не до конца. Но кто же не любит перевоплощаться?..
Комментарии