Средства массовой информации Коми привыкают отвечать перед потребителем за ненадлежащую рекламу.
Напомним, с 1 июля этого года вступил в силу новый закон «О рекламе», ужесточающий требования к ее размещению.
Как рассказал корреспонденту «КомиОнлайна» руководитель управления федеральной антимонопольной службы России по республике Николай Лаврега, в законодательстве, действовавшем с 1995 по 2006 год, не была прописана прямая ответственность рекламодателя, рекламоизготовителя и распространителя перед потребителем за рекламируемый товар. Новый закон этот нонсенс, который в свое время повлек за собой возникновение финансовых пирамид и стоил многим потерей денег, исправил.
«Сейчас закон о рекламе определил срок, в течение которого каждая реклама признается офертой в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, — отметил Н.Лаврега, — И если потребитель, посмотрев или прослушав рекламу, например, не получит заявленных скидок, то он может потребовать возместить убытки за счет рекламодателя, изготовителя или распространителя рекламы. Отказ от заключения договора с потребителем на изложенных в рекламе условиях, влечет для рекламодателя последствия, предусмотренные Гражданским Кодексом».
По словам Н.Лавреги, эти нововведения за последнее время заметно улучшили качество рекламы. В большей степени это относится к республиканским печатным и электронным СМИ. А вот о периферийных изданиях такого не скажешь. Например, как заметил руководитель Коми УФАС, в ведомство поступило обращение с требованием пресечь нарушения рекламного законодательства одной районной газетой, которых насчиталось более десятка.
«За полгода управление рассмотрело и еще рассматривает более ста пятидесяти случаев нарушения рекламного законодательства, — заметил Н.Лаврега. — Такого количества не бывало за год. Ранее мы рассматривали максимум до 50 случаев нарушений. А теперь нет такого дня, чтобы не было обращения, связанного с рекламой». Среди нарушений руководитель ведомства отмечает использование запрещенной рекламы, скрытой рекламы (без соответствующей пометки «На правах рекламы»), неполной. Использование последней особенно касается рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники. Такая реклама обязательно должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Электронные СМИ, по словам Н.Лавреги, часто пренебрегают жесткими требованиями, установленными законом, и очевидный рекламируемый материал пытаются преподнести потребителю как авторскую программную работу, репортаж.
Рост числа обращений в антимонопольную службу с требованием пресечь нарушения закона о рекламе Н.Лаврега связывает не только с тем, что новый закон более понятный, воспринимаемый потребителями, что даже самое небольшое нарушение влечет за собой наложение штрафа от 40 до 500 тысяч рублей, но и с установлением на рынке рекламных и информационных услуг жесткой конкуренции. По его словам, это подтверждает тот факт, что много обращений антимонопольщикам поступает, в том числе, и от конкурентов.
По мнению Н.Лавреги, нарушать закон СМИ вынуждает тот факт, что реклама для них является одним из главных источников существования. Однако борьба за рекламодателя не мешает республиканским СМИ перестраиваться работать по-новому. Руководитель управления заметил, что редакторы стали больше советоваться с юристами перед тем как разместить в газете или передаче рекламу. Требуют от рекламодателя подтверждающие документы, что реклама достоверна. Из печатной прессы практически исчезли различные пометки в виде галочек и точек, обозначающие рекламное сообщение. Вместо них ставится пометка «На правах рекламы».
«Не все так гладко с электронными средствами информации, но и там, со временем, порядок будет наведен, — отметил Н.Лаврега. — Особую проблему мы видим при соблюдении временного регламента осуществления рекламы в телепрограммах. С этим нам предстоит разобраться в ближайшее время».
Контролировать соблюдение закона о рекламе в прессе помогло бы создание в республике органа саморегулирования, куда вошли бы все СМИ, размещающие рекламу. Создание такой организации предусмотрено законом, однако, по словам Н.Лавреги, региональные СМИ не спешат объединяться. Также Н.Лаврега сообщил, что к марту 2007 года при управлении планируется создать экспертный совет, в который войдут как представители СМИ, так и рекламоизготовители. Перед слушанием очень сложных дел, возбужденных по нарушениям рекламного законодательства, члены совета будут выносить им свои заключения.
Комментарии