Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми выпустило памятку для тех, кто получил немыслимые счета за коммунальные услуги.
Прежде всего, необходимо выяснить правомерность осуществления управляющей организацией самой корректировки. Если корректировки осуществлены не в соответствии с законодательством, жители должны защищать свои права в рамках гражданского судопроизводства.
Если корректировка предъявлена в соответствии с законодательством, необходимо совместно с управляющей организацией искать причины перерасхода коммунальных ресурсов и принять меры по его снижению:
- проверить исправность индивидуальных приборов учета и правильность передачи жильцами дома их показаний;
- в случае сомнений в правильности снятия показаний общедомовых приборов учета жители могут выбрать инициативную группу из жильцов дома, которая будет принимать участие в снятии этих показаний;
- выявить незарегистрированных граждан, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета. Однако только выявления недостаточно. В настоящее время суды неоднозначно расценивают ситуацию, когда с незарегистрированных граждан взимается плата за коммунальные услуги, так как доказать постоянное их проживание в данной квартире бывает затруднительно. В этой связи рекомендуем жителям инициировать внесение в договор управления многоквартирным домом пункта о порядке выявления таких жильцов.
- активизировать работу по установке индивидуальных приборов учета в квартирах, не оборудованных указанными приборами учета.
К сожалению, действующее законодательство не стимулирует управляющие организации самостоятельно устанавливать причины перерасхода коммунальных ресурсов. В этом, прежде всего, должны быть заинтересованы жители, так как на их плечи возлагается оплата этих сверхпотреблений. Сегодня собственникам нужно выстраивать отношения с управляющими компаниями. Безразличное отношение жильцов дает почву для «самодеятельности» управляющих компаний. Пока одни равнодушны к управлению своими домами, а другие пользуются этим равнодушием в своих интересах, ожидать улучшения ситуации невозможно. Необходимы перемены в сознании собственников.
Большинство жителей полагает, что установив индивидуальный прибор учета в квартире, они должны оплачивать только тот объем ресурса, который зафиксировал этот прибор, жители, проживающие в квартирах без индивидуальных приборов учета – только по нормативу. Однако существует еще общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов, который фиксирует потребление коммунальных ресурсов в целом по дому. И вот здесь жители каждого конкретного дома должны понимать, что оплатить они должны весь объем ресурса, который потреблен многоквартирным домом и зафиксирован общедомовым прибором учета.
Для этих целей Правительством РФ предусмотрены корректировки размера платы за коммунальные услуги, которые представляют собой распределение между гражданами объемов коммунальных ресурсов, оставшихся не предъявленными к оплате жителям многоквартирного дома. Причем это распределение должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством. В этой связи в целях защиты прав потребителей коммунальных ресурсов утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, в котором прописано, по каким формулам и за какие периоды должны производиться корректировки в каждом конкретном случае в зависимости от наличия или отсутствия в доме общедомового и индивидуальных приборов учета.
Рассмотрим ситуации, при которых законодательством предусмотрены корректировки размера платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, а также водоотведение).
1. Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета коммунального ресурса.
Жителям, имеющим индивидуальные счетчики, начисление платы за горячую, холодную воду и водоотведение ежемесячно должно осуществляться по формуле № 9 указанного постановления, которая предполагает оплату не только объема потребленного ресурса внутри квартиры, но и разницы, возникающей между объемом воды по показаниям общедомового прибора учета, объемом воды, предъявляемого к оплате по нормативу и объемом воды по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах (разница распределяется пропорционально фактическому потреблению коммунальных ресурсов, зафиксированному индивидуальным прибором учета).
Жильцам, не имеющим индивидуальным счетчиков, плата за горячую, холодную воду и водоотведение рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг. При этом 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором управления - 1 раз в год, осуществляется корректировка размера платы за коммунальные ресурсы по формуле № 4 (разница распределяется пропорционально площади занимаемого жилого помещения).
2. Многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета коммунального ресурса.
Жителям, имеющим индивидуальные счетчики, начисление платы за горячую, холодную воду и водоотведение должно осуществляться по показаниям индивидуальных приборов с последующей корректировкой 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором управления - 1 раз в год, по формуле № 4.
Жителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, начисление платы за коммунальные услуги осуществляется по нормативам потребления коммунальных услуг. Проведение корректировки размера платы для этой категории граждан законодательством не предусмотрено.
Особо следует отметить, что проведение корректировок размера платы за коммунальные услуги должно осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. В случае, если в договоре управления многоквартирным домом периоды выставления корректировок не оговорены, их проведение должно осуществляться в соответствии с указанными Правилами.
Сроки проведения корректировок. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 конкретный срок проведения корректировок размера платы не определен (предусмотрен только период – ежемесячно, или 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором управления - 1 раз в год). Пунктом 27 указанного Постановления установлено, что величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги, и рассчитанная в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы должен быть указан в договоре управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
В идеале корректировка не должна быть большой (максимум до 5-10 процентов). Если в доме во всех квартирах установлены индивидуальные приборы учета, корректировка будет минимальной или ее не будет вовсе, так как разница между показаниями индивидуальных и общедомового прибора учета будет незначительной. Или если в квартирах, где нет индивидуальных приборов учета, все проживающие зарегистрированы. В этом случае корректировка тоже должна быть небольшой.
В ситуации, когда корректировка размера платы значительно превышает фактически потребленный гражданами объем ресурса, необходимо искать причину расхода коммунальных ресурсов, который остался неоплаченным жителями. Причины могут быть самыми разными. Это и неверно переданные показания индивидуальных приборов учета в случае их занижения, и перерасход воды жителями, не установившими приборы учета. Огромный перерасход коммунального ресурса в многоквартирном доме выходит в случаях, когда в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, проживают незарегистрированные граждане. В таких случаях получается, что в виде корректировки размера платы за коммунальные услуги жители оплачивают коммунальные услуги, потребленные этими незарегистрированными соседями.
Комментарии