Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 31 января, 2007, 10:15 1606 0

Принцип «платит звонящий» сработал не для всех абонентов сотовой связи в Коми

Уже семь месяцев россияне общаются по телефону по новым правилам. Принцип «платит звонящий» вызвал поначалу много недоразумений, вопросов и до сих пор действует не для всех владельцев мобильников. Агентство «КомиОнлайн» попыталось подвести некоторые итоги внедрения системы в Коми.

Когда впервые прозвучала информация о том, что Россия намерена разговаривать по европейским стандартам, внедрив принцип «платит звонящий», руководители сотовых операторов единогласно заявили, что это приведет к перераспределению прибыли между операторами фиксированной и мобильной связи. Владельцы мобильников к такой возможности отнеслись более благодушно — ведь большинство из них при появлении на дисплее номера городского телефона переживали внутреннюю борьбу: ответить или не ответить.

После внедрения принципа СРР (Calling Party Pays — платит звонящая сторона) абоненты сотовых телефонов стали отвечать на все звонки, владельцы городских телефонов стали отдельно получать счета с абонентской платой и за звонки на мобильные телефоны. А в компаниях и фирмах, чтобы снизить неожиданные потери, ужесточают правила для персонала и внедряют средства контроля звонков на мобильные номера и разговоров по сотовым телефонам.

Введение с 1 июля 2006 года принципа «платит звонящий» поначалу вызвало небольшую сумятицу среди операторов мобильной связи. Во всяком случае, жесткое государственное регулирование в этом вопросе вызвало именно такую реакцию. Сотовые операторы готовы были внедрить этот принцип, вот только они не ожидали, что цена окажется для них не совсем приемлемой. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) установила — как считали сотовые операторы, заниженную — стоимость межоператорских соединений в размере 0,95 рубля за минуту. Оптимальной ценой таких соединений называлась цифра в 1,1 рубля, поэтому недополученную разницу операторам сотовой связи надо было откуда-то брать, не потеряв в прибыли и не растеряв лояльности абонентов. Компенсировать возможные убытки из-за отмены платы за соединение при входящем звонке с городского телефона можно было разными путями: установить плату за завершение вызова в мобильных сетях («приземление звонка»), сделать переадресацию с прямого номера на федеральный или установить плату в 1,1 рубля за межоператорские соединения.

Платными стали звонки со стационарных телефонов на федеральные номера абонентов сотовых компаний. В то же время, звонок с городского телефона на шестизначный мобильный номер никак не тарифицировался, пока не был придуман такой термин как «переадресация вызова с короткого номера на федеральный». Соответственно, при появлении на дисплее мобильника перед номером звонящего цифр 000 говорило о том, что входящий звонок не будет бесплатным.

В декабре прошлого года, когда «большая тройка» операторов сотовой связи — МТС, ВымпелКом и МегаФон — озвучили предварительные результаты введения принципа СРР, стало ясно, что установленные тарифы позволяют компаниям работать с плюсом. Тогда же стало понятно, что никаких разговоров о сверхприбылях сотовиков вести не приходится, как не приходится говорить и о глобальном перераспределении выручки между всеми игроками сотового рынка.

«Для операторов сотовой связи перераспределение выручки принесло, по оценкам специалистов, потери порядка 10 процентов. Другой вопрос, что введение СРР, по всей видимости, сподвигнуло (или это произойдет в будущем) сотовых операторов к изменению своей тарифной политики, что вызвало некоторое удорожание сотовой связи для конечных потребителей», — считает коммерческий директор Сыктывкарского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Павел Чернецов-Готман. Тем не менее, в ближайшее время пересматривать тарифы этот сотовый оператор не будет.

Такую же цифру потерь — 10 процентов — приводит и директор по маркетингу филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в Сыктывкаре Роман Пляченко. «Больше 10 процентов от оборота сотового оператора ранее составляла плата за входящие звонки, и, соответственно, их отмена лишила нас этой статьи доходов. Однако путем ряда мер нам все же удалось к концу года достичь увеличения выручки на 30 процентов по сравнению с третьим кварталом и на 20 процентов по сравнению со вторым кварталом прошлого года», — рассказал он.

Предсказанная аналитиками корректировка тарифов после внедрения СРР произошла, все операторы пересмотрели ряд тарифов в сторону увеличения стоимости минуты разговора, а также вывели на рынок новые тарифы, уже скорректированные с учетом бесплатных входящих. В то же время, нельзя сказать, что корректировка серьезно ударила по карманам абонентов. По мнению директора Сыктывкарского регионального отделения ЗАО «Уральский Джи Эс Эм» («МегаФон-Урал») Александра Канева, за 10 лет существования рынок мобильной связи в России уже сформировался, развилась конкуренция, которая и приводит к тому, что цены на мобильную связь снижаются, в то время как на подавляющее большинство товаров и услуг растут. «Абоненты со стажем хорошо помнят, сколько стоила минута лет пять назад и сколько она стоит сейчас. Повышение цен в такой ситуации вызывает вполне понятное неодобрение клиентов. Абонентскую базу мы набирали долгие годы, очень дорожим ею, и вовсе не заинтересованы в том, чтобы вызвать отток клиентов. Так что вынужденная корректировка тарифов в связи с СРР для нас оказалась болезненной», — отметил он.

Внедрение принципа «платит звонящий» не имело негативных последствий и для абонентов TELE2 (до декабря 2006 года — сети «Индиго GSM»), подтвердил региональный управляющий директор TELE2 Коми Александр Анчербак. По его словам, несмотря на то, что доля входящего трафика с городских телефонов за последние полгода незначительно выросла, количество исходящих звонков с мобильного на городской телефон осталось на прежнем уровне. Таким образом, делает он вывод, можно констатировать, что введение принципа СРР практически не имело негативных последствий — абоненты по-прежнему активно общаются по мобильному телефону.

Несмотря на отсутствие явных финансовых минусов принципа СРР, большинство сотовых операторов он не устраивает в том виде, в каком существует сейчас. Не устраивает сотовиков и цена в 0,95 рубля. «Цены на услуги присоединения и пропуска трафика операторы мобильной связи устанавливают самостоятельно, исходя из принципов разумности и добросовестности. При этом оператор связи принимает решение о включении тех или иных расходов в цену оказываемых услуг, исходя из экономически обоснованной взаимосвязи между доходами и расходами при их оказании. По нашей оценке, стоимость за межоператорские соединения, которая установлена сегодня, не покрывает наши затраты на обслуживание входящих вызовов. Мы считаем, что 1,1 рубля — более справедливая цена», — прокомментировал сложившуюся ситуацию региональный директор компании «МегаФон-Урал» А.Канев. С ним согласен и П.Чернецов-Готман из «ВымпелКома», отмечая, что установленная ФСТ цена не совсем оправдана, поскольку «приземление» трафика проводного оператора должно стоить несколько больше. В 2007 году мы попытаемся доказать экономическую обоснованность такого увеличения, добавляет он.

Что касается абонентов сотовой связи, то среди них есть как довольные новой системой, так и не очень. Большинство абонентов теперь смело отвечают на звонки, не считая, во сколько им может обойтись нажатие кнопки «принять вызов». Владельцы коротких номеров, однако, оказались в проигрыше: звонки с городских телефонов для них остались платными из-за переадресации. «Введения принципа «платит звонящий» я практически не ощутил, так как часто мне звонят со стационарных телефонов, набирая мой короткий номер. Еще ввели плату в 1,5 цента за факт соединения. Затраты на связь в итоге у меня увеличилась на треть, надеюсь, что мой оператор вскоре пересмотрит свое отношение к абонентам, иначе мне придется перейти к другому», — поделился мнением с корреспондентом «КомиОнлайна» сыктывкарец Кирилл. «Звонить стало удобнее: я могу звонить с домашнего на короткий номер сотового оператора, и мне, и тому, кому я звоню, это будет бесплатно, если, правда, у него не sim-карта МТС», — рассказала сыктывкарка Елена. Вместе с ней 71 процент россиян относятся к введению бесплатных входящих звонков на мобильные телефоны скорее положительно (против 14 процентов), приводит данные опроса ВЦИОМ.

Исследование в ноябре прошлого года также показало, что чуть более половины пользователей связи по России в целом не изменили свое поведение под влиянием новой системы оплаты, 15 процентов стали чаще говорить по мобильному телефону, и только 6 процентов — реже или оказались вовсе. Расходы большинства россиян (57 процентов) на мобильную связь не изменились после нововведений. Сократились и увеличились расходы примерно у трети россиян.

Результаты социологических выкладок о позитивности принципа высказал и директор Сыктывкарского регионального отделения «МегаФон-Урал» А.Канев. «Итоги внедрения принципа «платит звонящий» показывают, что потребители услуг мобильной связи реформу в целом восприняли положительно. Расходы наших абонентов не выросли, а часть даже стали платить меньше, чем прежде. Это стало возможным благодаря введению ряда новых услуг, благодаря которым абоненты могут снизить до минимума стоимость именно тех звонков, которые они совершают чаще всего», — отметил он.

Если абоненты, чтобы сэкономить, могут самостоятельно выбрать как новый тариф, так и другого сотового оператора, то они ничего не могут сделать с ужесточением правил звонков внутри компаний и фирм. Как рассказал специалист одной из сыктывкарских организаций Станислав, ответственный за оплату разговоров персонала, увеличились счета за пользования городскими телефонами. В связи с этим, добавил он, в компании действуют ограничения: звонки на федеральные мобильные номера продолжительностью более 3 минут регистрируются в журналах междугородних переговоров, и каждый месяц руководитель получает отчет о всех таких звонках. Также в компании распространено негласное привило звонить, если есть возможность, на короткие номера.

За семь месяцев действия принципа СРР большинство жителей Коми к нему привыкли. Операторы сотовой связи считают, что, возможно, когда-нибудь в России будет введен еще один популярный за рубежом принцип — так называемая «Переносимость номера» («Mobile Number Portability»). По словам Р.Пляченко (МТС), сейчас активно обсуждается проект перехода абонентов от оператора к оператору с сохранением номера. «Исторически работа сотовых операторов в нашей стране была организована так, что не предполагала переходов абонентов с сохранением номера, соответственно, для реализации проекта необходимо с нуля организовывать инфраструктуру, которая обеспечивала бы эту возможность. Сейчас MNP — это только проект, для реализации которого потребуются значительные усилия со стороны операторов, которые сейчас преждевременно оценивать», — считает он.

«Мы считаем, что появление такого проекта очень своевременно. Закрепление принципа MNP будет дополнительно стимулировать конкуренцию между операторами мобильной связи. Механизм переноса номера отражает реальности сегодняшнего дня, он выгоден прежде всего самим абонентам. С введением услуги MNP операторы будут бороться за абонентов исключительно с помощью маркетинговых инициатив, не прибегая к «сдерживающим» методам», — добавил А.Канев («МегаФон-Урал»).

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама