Открыла обсуждение заместитель министра культуры Коми Светлана Белорусова. Она отметила, что документ пока сыроват, но, тем не менее, является прогрессивным, потому что в нем узакониваются гранты, государственно-частное партнерство, обязанность государства поддерживать творческие коллективы. Особенно положительно заместитель министра высказалась по поводу того, что в законопроекте ограничено влияние государства на учреждения культуры, в то же время оно должно поддерживать эту сферу. Критику С.Белорусовой вызвала невычитанность документа, а также отсутствие расшифровки многих понятий - «культура», «профессиональное творчество», «искусство».
С.Белорусова
Представитель Союза художников республики Роман Бендерский заметил, что закона о культуре в стране нет уже 20 лет. Указывая на законопроект, он недоумевал, почему в нем говорится о том, что такое творчество и перечисляются различные понятия, если, прежде всего, важно финансирование отрасли. Для большей объективности член союза художников даже проконсультировался с двумя юристами, которые сказали ему, что закон может состоять максимум из пяти пунктов. Сам же Р.Бенгерский насчитал еще меньше – четыре. Первое - финансирование отрасли должно составлять не менее 2-3 процентов от бюджета военно-промышленного комплекса, второе – должен быть отчет о расходах перед общественными организациями, третье - республиканские и российские звания должны достойно и ежемесячно оплачиваться, четвертое – должны быть государственная закупка значимых произведений искусства и пополнение фондов музеев и галерей.
Р.Бендерский
Крайне эмоционально высказался председатель Ассоциации творческих союзов Коми Борис Май. Он назвал разработчиков закона склеротиками, «втыкнувшим в закон 17 тысяч определений слова «культура». Б.Мая очень возмущало, что в законе никак не прописаны социальные гарантии для творческих деятелей, кроме разрешения на объединения в профессиональные союзы. Самым главным лукавством документа он назвал невмешательство государства в дела культуры. «Что за бред? Государство должно выступать заказчиком, и это совершенно естественно», - заявил он. Из конкретных предложений культурного деятеля прозвучала идея создания не закона о культуре, а отдельных подзаконных актов, контролирующих деятельность каждого направления - закон о музеях, закон о театрах, закон о библиотеках и так далее.
Б.Май
Назвала новый законопроект декларативным и председатель союза театральных деятелей Коми Лариса Иванова. По ее словам, из документа совершенно непонятно, как будут работать профессиональные театры. Самой большой проблемой культуры было названо отсутствие финансирования. «Театры вынуждены выживать. Вы знаете, какие зарплаты у работников театров? Вы когда-нибудь видели, чтобы в Большом театре в фойе торговали штанами и медом?» - спрашивала присутствующих Л.Иванова. Директор коми республиканского театра оперы и балета, где собственно и продаются упомянутые товары, Валентина Судакова в этот момент тяжело вздохнула.
Л.Иванова
Выступающую вежливо прервал председатель комитета Госсовета по социальной политике Андрей Самоделкин. «Вот вы посмотрели законопроект и сказали, что его написали какие-то идиоты. А вы понимаете, что нет закона - нет денег? Давайте лучше скажем, что лучше сделать, конкретика должна быть», - объяснил он.
Заведующая отделом культуры администрации Сыктывдинского района Марина Андреева заметила, что обязательно нужно включить муниципальные власти в список ответственных за развитие и поддержку культуры и поднять зарплаты сотрудников учреждений на селе.
Многострадальным закон назвала В.Судакова. Она отметила, что мало уделено внимание работе профессиональных творческих союзов, что финансирование отрасли по проекту опять идет по остаточному принципу и что необходимо привести к единообразию многие пункты документа, которые зачастую противоречат друг другу.
В.Судакова
Все замечания по законопроекту будут отправлены в комитет Государственной Думы России.
Комментарии