Как следует из документа, за период обучения в школе увеличивается количество детей с нарушением зрения в 3,9 раза, со сколиозами в 10,6 раза, с нарушением осанки – 2,8 раза.
Удельный вес нарушений у детей, выявленных на профилактических осмотрах
за период 2009 -2011 годы (на 100 осмотренных)
| до поступления в школу | перед окончанием школы | ||||
| 2009 | 2010 | 2011 | 2009 | 2010 | 2011 |
снижение зрения | 6,6 | 6,4 | 7,2 | 28,9 | 28,4 | 27,9 |
нарушение осанки | 10,0 | 11,6 | 8,0 | 23,2 | 21,1 | 22,4 |
сколиоз | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 7,0 | 7,4 | 6,4 |
Влияние на здоровье школьников оказывает организация учебы, которая ведется по различным вариантам образовательных программ. Многие из них делают процесс обучения очень интенсивным: увеличивается учебная нагрузка, а физическая активность детей в это же время снижается. «Рабочий день» школьников в начальных классах достигает шести часов, в старших – до 15 часов. Нехватку времени подростки компенсируют сокращением сна и уменьшением двигательной активности. В результате до 75 процентов школьников страдают гиподинамией, 40-55 процентов очень утомляются к концу учебной недели, еще у 60-63 процентов отмечается изменение артериального давления, как правило, по гипертоническому типу.
Первичная заболеваемость детей и подростков (на 1000 детей), по данным министерства здравоохранения Коми
наименование | дети | подростки | ||
2010 год | 2011 год | 2010 год | 2011 год | |
всего | 2673,4 | 2741,5 | 1767,7 | 1879,5 |
инфекционные и паразитарные болезни | 107,2 | 115,5 | 61,5 | 60,3 |
болезни органов дыхания | 1725,9 | 1750,1 | 868,9 | 920,1 |
болезни кожи и подкожной клетчатки | 141,4 | 145,8 | 111,2 | 130,9 |
болезни костно-мышечной системы | 51,6 | 56,9 | 91,2 | 102,5 |
болезни пищеварительной системы | 113,3 | 113,9 | 61,6 | 60,7 |
болезни мочеполовой системы | 46,5 | 51,2 | 109,2 | 122,9 |
травмы и отравления | 126,1 | 143,7 | 172,0 | 189,4 |
В документе делается вывод о том, что уровень первичной заболеваемости по группе инфекционных и паразитарных болезней снижается, но при этом увеличивается уровень травматизма, болезней пищеварительной системы и болезней органов дыхания. Также стабильно высоким остается уровень болезней костно-мышечной системы, болезней мочеполовой системы, болезней кожи и подкожной клетчатки.
«КомиОнлайн» обратился в министерство образования региона, чтобы оно прокомментировало данные Роспотребнадзора Коми. Ведомство разделило обеспокоенность редакции и отметило, что современные подростки по уровню физического развития в целом, действительно, отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия. «В связи с этим министерство считает необходимым усилить контроль со стороны администраций образовательных учреждений, контрольно-надзорных органов за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиях обучения», - говорится в официальном ответе.
Тем не менее, минобраз Коми посчитал нужным оспорить некоторые данные. Во-первых, считают в ведомстве, продолжительность «рабочего дня» школьника определяется учебным планом и регулируется уже упоминавшимися нормами.
Класс | Максимально допустимая нагрузка на ученика (в академических часах) | Максимально допустимое время выполнения домашнего задания | Общее учебное время ученика |
1 | Не более 4 уроков | - | 4 часа |
2 | Не более 5 уроков | 1,5 часа | 6,5 часов |
3 | Не более 5 уроков | 1,5 часа | 6,5 часов |
4 | Не более 5 уроков | 2 часа | 7 часов |
5 | Не более 6 уроков | 2 часа | 8 часов |
6 | Не более 6 уроков | 2,5 часа | 8,5 часов |
7 | Не более 7 уроков | 2,5 часа | 9,5 часов |
8 | Не более 7 уроков | 2,5 часа | 9,5 часов |
9 | Не более 7 уроков | До 3,5 часов | 10,5 часов |
10 | Не более 7 уроков | До 3,5 часов | 10,5 часов |
11 | Не более 7 уроков | До 3,5 часов | 10,5 часов |
«Проанализировав эти данные, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ними 12-летний подросток, действительно, вынужден трудиться полный рабочий день наравне со взрослым, а ведь эти нормы установлены отнюдь не образовательным учреждением», - комментирует приведенную таблицу ведомство.
Во-вторых, в ответе отмечается, что образовательному процессу в российских школах не свойственна вариативность программ обучения: его содержание определяется государственным стандартом. В министерстве считают, что дело не в вариантах и не в содержании, а в технологии обучения. Учеба для школьников становится более интенсивной из современных требований, которые «диктуют компетентностный и деятельный подход», однако это не ведет к увеличению нагрузки, а, наоборот, стремится к сокращению учебного времени.
«Министерство образования может ответственно заявить, что в Коми отсутствуют факты превышения максимально допустимой недельной нагрузки, так как учебные планы проходят тщательную экспертизу и согласовываются с учредителями образовательных учреждений», - заявляется в документе.
Кроме того, ведомство считает, что образовательный процесс в школах Коми опирается на устаревший «знаниевый» и «зуновский» подход, поэтому необходимо внести изменения в федеральный образовательный стандарт подготовки будущих учителей.
Также в бумаге замечается, что увеличение количества уроков физкультуры в школах, игры на переменах и другие физнагрузки все равно не дают детям достаточной двигательной активности. В младших классах его дефицит составляет 35-40 процентов, а у старшеклассников уже 75-85 процентов. При этом министерство признает, что в школах региона контроль за этим явно недостаточен.
В итоге, ведомство сообщило, что не снимает с себя ответственности, но считает, что проблема здоровья школьников должна решаться всеми заинтересованными структурами, а также созданием новых нормативных документов и законодательной базы.
Фото с сайта 24smi.org
Комментарии