Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 28 июня, 2012, 10:30 3189 4

Безлимитный мобильный интернет может исчезнуть через два-три года

С журналистами общались президент ОАО «МТС» Андрей Дубовсков, вице-президент компании по операционным вопросам Александр Поповский, вице-президент по маркетингу Василь Лацанич и вице-президент по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов. Приводим выдержки из беседы.

Короткая версия статьи

В.Лацанич: Услуги мобильной связи являются самыми быстроразвивающимися, но сейчас мы видим затухание доходности от голосовой связи. Еще одна тенденция - переход в передачу данных. К 2020 году SIM-карт в машинах (от девайсов до «стиралок» и автомобилей) будет больше, чем у людей на руках, хотя этим выводам аналитиков мы не совсем доверяем.

В.Лацанич

Мы движемся в сторону мобильной передачи данных. Люди физически не могут говорить больше, чем говорят сейчас – в среднем 500 минут в месяц. А вот с передачей данных дело обстоит серьезнее и даже опаснее – каждый следующий день, месяц, год происходит рост не на десятки процентов, а в разы.  С одной стороны, возникает вопрос технологического оснащения, с другой – управленческий: если 1 процент абонентов потребляет 50 процентов трафика, то остальные 99 процентов – другую половину, и этим процессом надо управлять, чтобы никто не остался в обиде. Все больше и больше людей, и все больше и больше трафика.

Ядро нашей компании – передача данных. Мы предоставляем услуги на основе сетей второго, второго с половиной, третьего, третьего с половиной поколения и готовимся через несколько недель участвовать в аукционе на LTE. Кроме того, мы строим сеть GPON в Москве.

Элитных услуг больше нет – теперь все только массовое, то есть доступное всем. Наша цель – стать лучшим и ведущим оператор связи. На эту цель мы ориентируем всю компанию, все наши 65 тысяч сотрудников.

А.Поповский, накануне пресс-конференции вернувшийся с шанхайского конгресса GSMA (Всемирной ассоциации провайдеров мобильной связи): На конгрессе главными темами стали роуминг и сетевая нейтральность – это те вопросы, которые являются проблемными не только в России, но затрагивают всех операторов в мире.

По роумингу ассоциация приняла важное решение о прозрачности, которому компания МТС уже отчасти следует. Например, мы уведомляем абонентов, которые находится в роуминге, об условиях оказания услуг, ценах. Сейчас же ассоциация рекомендовала всем операторам установить предельную сумму, на которую абонемент может потребить услуги, исходя из его среднего счета. В МТС частично такая практика уже существует для корпоративных клиентов, теперь будем думать, как воплотить это на массовом рынке. Прежде всего, это должно снизить остроту проблемы так называемого билл шока (Bill Shock) – шока от больших счетов.

А.Поповский

Вторая тема – сетевая нейтральность. Она тоже затрагивает всех операторов, так как все сотовые компании сейчас оказались в ситуации замкнутого круга: мы каждый год вкладываем деньги в развитие технологий, в расширение своих сетей, чтобы зарабатывать иногда столько же, иногда – чуть меньше. Хотя в России мы далеки от этой точки, но мировой тренд таков – трафик растет быстрее, чем доходы. Зато существенную выгоду получают игроки OTT (Over the Topэто компании, предоставляющие свои услуги поверх операторских сетей). Это, например, Google, Apple, Netflix, Skype. И такая ситуация, когда инвестиции в дальнейшее развитие сетей дает все меньше и меньше возврата, очень опасна – в какой-то момент операторы перестанут расширять дальше. В России еще есть какое-то время, пока это не стало действительно серьезной проблемой.

А.Дубовсков: Мы, операторы, и не только в России, но и во всем мире, вкладываем, условно говоря, один рубль, покупая огромное количество оборудования, программного обеспечения, и зарабатываем на этом копейки. Игроки ОТТ в разработку своих сервисов вкладывают пять копеек, но зарабатывают рубль, хотя используют наше «железо». И вот самая глобальная проблема в мире состоит в том, чтобы и операторы, и производители сервисов смогли договориться, каким способом все это будет доставляться до абонента и как это будет монетизироваться.

А.Поповский: Проблема даже еще сложнее. Выручка Google в 2011 году составила 83 миллиарда долларов. Чистая прибыль МТС в 2011 году составила 1 миллиард долларов. То есть сформировалась порочная бизнес-модель, когда ОТТ игроки не заботятся о том, чтобы эффективно использовать ресурсы сетей – сжимать трафик, внедрять ресурсоемкие сервисы. Эта стало заботой для операторов, но есть разные пути решения. Мы в России предлагаем управлять этим трафиком более рационально, чтобы все могли получить сервис, на который рассчитывают. Сейчас  же 1 процент абонентов потребляет 50 процентов ресурсов сети.

Р.Ибрагимов. В условиях сетевой нейтральности ожидается рост трафика в 18 раз. Это означает, что сети должны адекватно реагировать, чтобы пропускать такой объем информации. Мы вложили в прошлом году в развитие 2,5 миллиарда долларов (в два раза больше нашей прибыли). И если мы ежегодно будем инвестировать такую же сумму, то за пять лет умощним свои сети только в пять раз. Соответственно, чтобы обеспечить рост сетей, мы должны откуда-то брать деньги. На внешнее финансирование мы пойти не можем. Отсюда вывод – если мы не будем обеспечивать рост сетей, адекватный росту трафика, то сети просто рухнут. Есть два варианта, что можно сделать: либо вводить возможность управления трафиком (то, к чему сейчас приходит Америка и Европа), либо заставить операторов ОТТ делиться своей прибылью, чтобы мы могли вкладывать эти деньги в развитие наших сетей, благодаря которым наши абоненты пользуются их сервисами. Ситуация паразитическая, ее даже можно охарактеризовать как сетевую дискриминацию. Когда абоненты ругают нас, что что-то зависает, это значит только одно - кто-то за стенкой сидит и этот трафик потребляет.

А.Поповский: Доходит до анекдотических ситуаций: например, 10 процентов трафика – это Windows Update. При этом в российском законодательстве это никак не урегулировано – имеет ли право оператор в часы большей нагрузки деприватизировать Windows Update. В некоторых странах это прямо запрещено. Трафик растет за счет потокового видео, а 20 процентов – это торренты. Как-то было в Новосибирске, когда 50 человек потребляли 50 процентов всего трафика.

А.Дубовсков: Мы придем к тому, что безлимитных тарифов на мобильный интернет не будет. В голосе безлимит останется, потому что голос сейчас очень дешевый. В передаче данных это пока не так. В идеале мы хотим, чтобы все наши абоненты пользовались услугами, как тот один процент, но мы не можем это сделать сейчас, у нас нет возможности. В ближайшем будущем безлимитный интернет останется, но в долгосрочной перспективе – нет. Это ближайшие два-три года.

А.Дубовсков

В начале эры сотовой связи было ограничение на голосовой трафик. Можно было купить 200 минут, 300 минут, 500 минут и был безлимит на интернет. Но недавно американский оператор Verizon дал возможность без ограничений пользоваться голосом и отправлять sms, а вот на интернет ввел ограничения, предупредив, что безлимита теперь не будет никогда. Вот к этой модели придут все операторы. Это сделано чтобы инвестиции соответствовали возвращающимся доходам и чтобы не было ситуации, когда мы вложили рубль и заработали копейку. Теперь мы будем зарабатывать на передаче данных.

А.Поповский: Скоро состоится конкурс на LTE-частоты. Строя сети четвертого поколения, мы будем выбирать те города, где есть большой трафик в сетях 3G. Будем учитывать и жесткие требования лицензии. Каждый лот предусматривает определенный календарь покрытия населенных пунктов с численностью свыше 50 тысяч человек.

Что касается абонентского оборудования для работы в сетях четвертого поколения, оно только-только начинает появляться. Анонсировано уже большое количество устройств, которые будут поддерживать LTE, и если с модемами ситуация более-менее понятна, и они уже находятся в серийном производстве, то со смартфонами сложнее. Мы предполагаем, что первый год или даже пару лет, конечно, сеть будет актуальна для модемов и переносных Wi-Fi-роутеров. Со смартфонами пока существует проблема – некоторые устройства быстро потребляют заряд батареи, буквально за несколько часов. Поэтому для смартфонов технология третьего поколения будет актуально еще очень долго, и мы будем развивать 3G-сеть.

А.Дубовсков: Все сети третьего поколения, которые строятся операторами сейчас, позволяют в короткие сроки перейти на 4G, внеся механические изменения в автоматику базовой станции, оборудование менять не надо.

Прежде всего, LTE будут строиться в городах-миллионниках, то есть там, где это будет востребовано. Все так же, как было и при развертывании 2G и 3G: сначала строимся городах, потом идем в деревни.

А.Дубовсков: Если человек хочет при переходе к другому оператору сохранить свой номер, пусть он за это и платит (19 июня закон об отмене «мобильного рабства» направлен в правительство России). Не многие воспользуется возможностью переноса номера: у нас в стране в 2011 году появилось более 100 миллионов новых абонентов при населении в 143 миллиона. Это значит, что для абонента в принципе поменять номер не проблема. Каждый месяц появляется 5-7 миллионов новых абонентов - при чем здесь «мобильное рабство»?.

Когда что-то бесплатно, возникает явление, которое лучше заранее пресечь. Даже если плата будет символической, это сразу отсекает мошеннические схемы, людей, которые неоднократно в течение суток будут переходить туда-сюда.

Р.Ибрагимов: Законопроект предусматривает принцип бесплатности. Трудно сказать, как относятся к этому операторы, потому не просчитали возможные затраты. Потому что не утверждена модель - считать невозможно. Предложена модель, когда появится независимый игрок, который будет заниматься переадресацией, а значит и брать за это деньги. Возможно, что такого игрока и не появится. Если же расходы будут большими, то они должны на кого-то лечь, вопрос в том, кто должен платить - все абоненты или небольшой процент переходящих? Поэтому рассуждать о платности перехода преждевременно.

Фото с сайта www.digit.ru и пресс-службы МТС в Северо-Западном регионе

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Май 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Реклама