Коми ежегодно посещает примерно 40 тысяч туристов, в то время как «раскрученные» регионы – на порядок больше. О том, как правильно себя позиционировать для потенциальных гостей региона и какие направления туризма развивать, шла речь на заседании рабочей группы в администрации главы и правительства региона 19 июля.
Если сравнивать Коми с другими регионами в плане туристических продуктов, инфраструктуры, привлекательности, бизнес-решений, то республика явно проигрывает. Более того, эксперты считают, что туристического бизнеса в Коми практически не существует (несколько действующих компаний работают, в основном, на выезд, а не на привлечение туристов в регион). В Коми не хватает гостиниц, современных баз отдыха, детально проработанных маршрутов, разработчиков турпродуктов и управленцев. Кроме того, регион характеризует относительная транспортная недоступность, что приводит к повышению стоимости туров. Но самая главная проблема – нет четкого позиционирования Коми и ее достопримечательностей на внешнем рынке, даже распространяемые рекламные материалы не очень выразительны и не очень понятны для потенциальных потребителей.
Эти выводы содержатся в недавно проведенном исследовании, которые озвучила заместитель генерального директора фонда поддержки инвестиционных проектов Коми Юлия Рыбакова. Рассмотрев все возможные направления развития, аналитики предложили не вкладывать деньги во все сферы, а сосредоточиться на чем-то одном. Они пришли к выводу, что нужно развивать природный туризм: потенциал для этого имеется. Кроме того, эта ниша на российском рынке практически не занята, что дает хороший шанс быть в числе первых по развитию природного туризма.
Также выделены два дополнительных направления: деловой и событийный туризм. В Коми ежегодно приезжает в командировки, на конференции и форумы до 160 тысяч человек, с этой группой можно работать, уверена Ю.Рыбакова. Кроме того, надо устраивать интересные для туристов события (тот же мультифестиваль «Ыбица») или совмещать их – например, дополняя деловые события спортивными. Еще одним дополнительным элементом является этнотуризм, хотя сам по себе он не станет фактором значительного привлечения туристов.
В качестве конкретных мер Ю.Рыбакова назвала строительство гостиниц, отелей, баз отдыха, выставочных центров и конгресс-холлов в Сыктывкаре, Ухте и Воркуте, строительство автодорог к достопримечательностям, строительство центров туризма под разные виды активных развлечений, переформатирование городской среды, где главное – комфорт, создание творческих бизнес-инкубаторов, развертывание информационной среды.
Сейчас же при огромном богатстве ресурсов республику мало кто посещает: Коми занимает предпоследнее место среди регионов Северо-Запада по привлечению туристов (40 тысяч человек в год). Хотя Архангельская область декларирует 300 тысяч туристов, Карелия – 500 тысяч, а с учетом бизнес-туристов – до одного миллиона, Алтай как один из конкурентов Коми – до двух миллионов в год.
«Мы прекрасно понимаем, что в XXI веке нельзя продолжать позиционировать республику только как сырьевой регион, который к тому же в глазах очень многих людей, живущих в России и за ее пределами, представляет собой площадку, связанную, к сожалению, с не совсем радужными в прошлом политическими репрессиями. Да, мы обладаем достаточно большой территорией, на которой ведется добыча полезных ископаемых. Но если мы действительно хотим строить по-новому комфортную жизнь в республике, то и ее имидж должен быть изменен. Развитие туризма - это один из положительных элементов в этой работе», - приводит слова главы Коми Вячеслава Гайзера пресс-служба главы и правительства региона.
Фото с сайта www.yugydva.komi.com
Комментарии