Себе дороже
Из десятка знакомых, купивших машину в этом году, только одна семья приобрела автомобиль в столице Коми. Остальные ездили в Котлас, Киров, Пермь, Самару, Санкт-Петербург и Москву, а на вопрос, почему нельзя было купить в Сыктывкаре, только что у виска пальцем не крутили. Объяснения у всех одинаковые. Во-первых, здесь дороже. Во-вторых, можно сразу осмотреть и купить то, что тебе нужно, а не брать кота в мешке, заказывая модель, которой нет в наличии. В-третьих, в местных автосалонах вообще мало что есть, так что приходится ждать машину по нескольку месяцев, а потом порой еще и получать не то, на что рассчитывал.
«В питерских или московских салонах клиента, который платит за машину сразу всю сумму, оближут с ног до головы и резину в качестве бонуса подарят. У нас же ничего такого не получишь. Только сервисное обслуживание заставят у них проходить, причем цена на него будет сильно завышена, – говорит сыктывкарец Егор, которому несколько раз доводилось помогать знакомым покупать машины за пределами региона. – Мне кажется, наши автосалоны сейчас вообще не заинтересованы нормально торговать машинами. Реализуют их тысяч на сто дороже, много не продали – ну и ладно. А потом кормятся с обслуживания. За одну замену масла столько просят – мама не горюй».
Отбивают желание пользоваться услугами местных автоторговцев и истории людей, которых в салонах банально «кинули».
Торговцы-банкроты
Известный в республике юрист-«телезащитник» Роман Койдан в своем блоге рассказал об ухтинце, который в конце мая этого года заключил с ООО «АвтоЦентр Давпон» договор на покупку автомобиля KIA VENGA стоимостью 679,9 тысячи рублей, выплатил сумму в тот же день, но через обещанные десять суток товар на руки не получил. Через месяц ухтинец обратился в адвокатское бюро, судился с автосалоном и в августе получил свои деньги назад. Плюс 300 тысяч в качестве компенсации морального вреда и неустойки за просрочку исполнения обязательств.
По данным Р.Койдана, в подобной ситуации оказались еще полсотни человек, покупавших машины в салонах, относящихся к холдингу «Давпон». Кстати, в ноябре Арбитражный суд Коми в очередной раз будет рассматривать дело, касающееся банкротства этого холдинга.
«Если собрать информацию со всех юристов, которые у нас занимаются подобными делами, то может оказаться, что пострадавших намного больше, причем от разных салонов, – говорит юрист Коми региональной общественной организации «Общественный контроль» Валерий Зайнулин. – Только к нам с мая обратились восемь человек, общая сумма ущерба примерно три миллиона рублей. Пострадали они от «Автотрейд-Коми», «Авторесурс Коми», «Коми-Моторс» и «АвтоМаксимум». Случаи разные. Бывает, деньги автосалон взял, а о машине – ни слуху ни духу. Или машину привезли, а паспорт технического средства не отдают. Есть два случая, когда привезли битые автомобили и отдавали под видом новых. Я не скажу, что это мошенничество, это еще доказать надо, но вопиющая недобросовестность – налицо. Идем с клиентом в суд, там выносят решение взыскать в его пользу деньги с автосалона, но тут выясняется, что продавец банкротится и денег покупателю вернуть не может. А в том, что предприятия, заявляющие, что они несостоятельны, продолжают торговать, ничего противозаконного не найти: «процедура оздоровления», арбитражное управление... Бывает, что человек находит в справочнике салон, звонит туда или приезжает, оформляет договор и только тут узнает, что это по бумагам уже совсем другое предприятие. А то, под чьей вывеской оно работает, как бы уже не существует. При этом адрес, телефон, персонал – все те же. А завышение цен – вообще дело обычное. Тут разбирались с одним делом и выяснили, что салон машину купил за 280 тысяч рублей, а продал ее уже за 400».
Беспаспортные
Забросьте в любую популярную в России поисковую интернет-систему запрос: «Купил машину, почему задерживают ПТС?» и вмиг обретете тысячи товарищей по несчастью по всей стране. И ответ на «почему?» давно не секрет. Схема проста: покупатель приходит в автосалон, заказывает машину, платит аванс. Проходит время, «ласточка» прибыла, человек отдает салону остальную сумму, ему вручают машину, но без паспорта. Мол, ПТС будет попозже. Фокус в том, что машина, которую вы приобретаете, автосалону не принадлежит, он лишь посредник в вашей сделке с автозаводом или дистрибьютором, закупившим у него машину. И пока собственник авто не получит всю сумму, ПТС он не отдаст. Но вы ведь уже отдали все деньги? Да, отдали. Автосалону. Но он их куда надо не передал, потому что эти средства ему сейчас нужны для чего-то другого. К примеру, для срочной выплаты процентов по кредитам – взял деньги на строительство или ремонт салона, а доходы оказались не столь велики. Или нужно вернуть деньги клиенту по судебному решению. Или автодилер беззастенчиво «крутит» ваши средства, используя их для развития своего бизнеса. Или он на ваши рубли «выкупил» ПТС для другого клиента. Короче, вариантов множество.
Что ожидает человека, которому досталась «беспаспортная» машина? Ездить на этом авто он не может. Продать его – тоже. А по Интернету уже ходят страшилки о том, как представители завода-изготовителя или дистрибьютора через суд отбирают у человека такие машины: мы за них денег не получали, значит, они наши. Так, может, вообще не брать авто без паспорта?
«Если вы уже заплатили полную сумму, а вам говорят, что ПТС задерживается, не отказывайтесь от машины, берите. Это лучше, чем ничего, – считает В.Зайнулин. – А потом восстанавливайте эту ПТС в судебном порядке. Вы-то свои обязательства выполнили. Автопроизводитель, между прочим, сам понимает, что такие продажи – дело рискованное. Но он идет на риск, отправляя неоплаченную машину дилеру. Вот пусть с дилером и разбирается».
Жизнь взаймы
Если покупать за пределами региона надежнее, то почему еще остаются люди, готовые покупать в местном салоне – переплачивать, месяцами ждать машину? Ответ прост: многие берут машину на заемные средства. Тогда проще пойти к ближайшему автоторговцу – тут же в салоне оформить кредит, взять то, что нашлось в продаже, или заказать машину. За желание «жить взаймы» приходится расплачиваться риском получить кота в мешке либо вообще ничего не получить.
Парадоксально, но такое же желание, только со стороны продавца, и приводит к тому, что автосалон банкротится.
Число автодилеров в России, да и в Коми начало расти в начале 2000-х. Банки охотно и легко выдавали кредиты на покупку машин, те создавали спрос в автосалонах, бизнесмены, уловив тенденцию, брали кредиты, чтобы открывать автомагазины, тратили немалые деньги, чтобы их предприятия выглядели солидно, опять же взаймы закупали машины или брали их у заводов на реализацию под договоренность заплатить потом. Потом «жирные годы» миновали, и в 2009 году эксперты пророчили, что треть российских салонов разорится в считанные месяцы. Со многими это действительно произошло, другие вроде бы удержались на плаву. Автосалоны в данный момент активно банкротятся не только в Коми. Причем касается это и маленьких компаний, и холдингов. Такими темпами скоро и за пределами региона машину будет купить не так уж просто. Что же происходит?
«Когда я в 1996 году был в Тольятти, как раз накануне очередных президентских выборов, там тоже во всех салонах, на стоянках возле них буквально все было выметено подчистую или стояли машины с табличкой «продано», – рассказывает юрист республиканского отделения «ОПОРы России» Сергей Изъюров. – На мой взгляд, ситуация с автосалонами – показатель экономической разбалансированности в стране, они индикатор состояния финансового рынка. Такое происходит, когда начинает ощутимо шататься кредитная система. А продажи машин построены именно на ней. Плюс имеет место высокая конкуренция, переманивают клиента правдами и неправдами, предлагают лучшие условия, а выполнить их не могут. У автопроизводителя есть машины, которые он делает. У автосалона по большому счету нет ничего. И покупки машин не являются показателем благосостояния россиян, это кредит дает иллюзию, что человек уже может себе позволить эту машину, а его экономическое состояние на деле остается прежним. В результате сотни тысяч бегут за машинами, создаются автосалоны. Но это бизнес на мыльных пузырях, которые рано или поздно лопаются».
«Бизнесмен, работая по таким схемам, которые ему позволяют брать деньги, но не передавать их по назначению, сам в результате страдает – предприятие банкротится. Может быть, намеренно банкротится, это пусть прокуратура проверяет. Нет страха перед законом. Нет культуры ответственности. Что такое автосалоны? Пассивы без активов. Деньги собирает одна организация, а машины принадлежат другой. То, что человек приходит в магазин и покупает по предоплате фактически воздух, – ненормально. Если бы мне сейчас пришлось покупать машину – ни за что бы не стал так ее брать. Все должно быть четко: вот деньги – вот товар. Товар оказался ненадлежащего качества – обмениваем», – говорит В.Зайнулин.
Считается, что покупать машину нужно только у официальных дилеров того или иного автозавода: производитель доверяет продавцу, значит, и проблем быть не должно. После прогулки по официальным сайтам самых популярных автопроизводителей выяснилось, что официальных дилеров большинства иномарок в Сыктывкаре вообще нет, а родного АвтоВАЗа – всего пара. Кредит доверия исчерпан? В такой ситуации остается ждать, что на стремительно хиреющий авторынок республики вскоре придут сильные всероссийские игроки и на стенах автосалонов появятся новые вывески. В российских СМИ в последнее время появляются новости о расширении некоторых автохолдингов (ЭКС Авто, к примеру), «подбирающих» один разорившийся автосалон за другим. Может, оно и к лучшему – спрос на машины у нас все-таки есть, а ехать за авто за тридевять земель не каждый решается.
Текст и фото Анны Потехиной
Комментарии