Как рассказал мне хороший знакомый, зарабатывающий примерно миллион рублей в год, на центральном рынке Сыктывкара есть место, где продают нужные счетчики на воду. Подойдя к продавцу, надо спросить: «Есть те самые?» Он ответит, что есть, и продаст – те самые. Работать они будут исправно, точно показывая объем истраченной воды. Вот только волшебство начинается, когда на счетчик кладешь магнит, причем он должен быть достаточно мощным. Счетчик начинает сходить с ума и щелкать, но стрелка больше не крутится, и вода уже не поддается счислению. Все верно – потребитель обманул управляющую компанию и государство, которые до этого обманули потребителя. Конечно, ведь они первые начали.
Почему вполне состоятельный человек ищет уловки, как бы обдурить управляющую компанию на какие-то сотни рублей, хотя он может вообще на этом не заморачиваться? В чем он солидарен с моей двоюродной бабушкой, которая экономила воду так, что мыла посуду над тазиком, а потом использовала мыльные помои в туалете? Чем они похожи на мою соседку-пенсионерку, которая слегка открывает кран и набирает воду по капле в трехлитровые банки, и счетчик не замечает такое мизерное надувательство? Думается, все это, помимо желания сэкономить, – от уверенности, что население откровенно дурят и заставляют платить лишнего. И так не только с водой – раньше было возможно запихать под стекло электросчетчика небольшую пластинку, и он переставал работать (не знаю, можно ли это проделывать сейчас, но все же не советую – вполне вероятен летальный исход).
Сфера ЖКХ – одна из тех, которые вызывают у населения приступы неконтролируемой ненависти, раздражение и изжогу (наряду с медициной, магазинным сервисом, почтой, транспортом, бюрократическим аппаратом, дорогами). При этом чуть ли не еженедельно в новостях сообщается, что прокуратура нашла нарушения в деятельности то одной управляющей компании, то другой: берут плату за бесплатные услуги, печатают неправильные квитанции, устанавливают завышенные тарифы, намеренно избавляются от обслуживания ветхих домов, используют различные мошеннические схемы, занимаются махинациями, откровенно воруют, а руководители получают непомерные зарплаты. И каждый квартал Комистат сообщает, что сфера ЖКХ в республике остается убыточной, опровергая один из основных законов рыночной экономики – «если это не приносит прибыли, то зачем этим заниматься?»
Ежегодно жители Коми пишут тысячи жалоб на коммунальщиков и управляющие компании. Но ничего по большому счету не меняется. А деньги приходится платить, причем за услуги, которые фактически являются некачественными. У меня в доме, как только температура на улице приближается к нулю, отключают тепло – зачем греть помещения при такой оттепели? На мусорной площадке во дворе раньше стояло семь контейнеров, теперь их четыре (а значит, управляющая компания платит за их обслуживание меньше), но ведь количество людей не уменьшилось – наоборот, они стали производить больше мусора. И теперь бачки переполнены, собаки и ветер растаскивают мусор, который потом винегретом украшает расположенную невдалеке детскую площадку. В каких-то домах с жильцов берут деньги за уборку в подъездах, но никто там не убирается. Отдельный разговор – стоимость услуг УК: городской «ЖУК» берет за отключение тепла в части дома для установки полотенцесушителя 2500 рублей, краснозатонский «Универсал-Сервис» за то же самое – вдвое меньше. Почему так - неизвестно.
Недавно мы опубликовали информацию о том, что с ноября жители Коми будут платить за электроснабжение по новым нормативам. Новшество касается оплаты электроэнергии на общедомовые нужды – лампочки в подъезде, домофон, антенна, насосы, лифт. Принцип такой: если есть общедомовой счетчик, то жильцы будут платить за свет исходя из его показаний плюс коэффициенты, напрямую связывающие площадь квартиры и размер оплаты. Если нет счетчика – то плата будет зависеть от площади квартиры плюс норматив. Я не могу найти объяснения, как связана перегоревшая полгода назад на втором этаже лампочка и площадь моей квартиры? При этом если в одном подъезде установлены энергосберегающие лампочки и датчики движения (чтобы свет не горел, когда на лестнице никого нет), а в другом светильники горят так сильно, что можно выращивать коноплю, почему жильцы из первого подъезда не могут платить меньше?
После выхода статьи в редакцию позвонила удивленная сыктывкарка. «Это же бред – мои квадратные метры не ходят по лестнице, почему я должна столько платить?» - спрашивала она, и я не знал, что ответить, хотя в голове крутились различные нецензурные словосочетания в сторону тех, кто принимал такие решения.
Привязка к площади квартиры есть и в другом тарифе – в вывозе мусора. Тут тоже непонятно, почему три человека, живущие в трехкомнатной квартире, платят за то, что мусорят, больше, чем такие же три человека, но проживающие в однокомнатной квартирке.
Конечно, можно было бы учитывать не квадратные метры, а число жильцов. Но в России для чего-то существует прописка, и именно ее используют коммунальщики. Однако еще в 2010 году Комистат доказал, что эти данные далеки от реальности (после переписи численность населения Коми была уменьшена сразу на 50 с лишним тысяч человек – как раз за счет тех, кто уехал из региона, но остался в нем зарегистрирован). Вот и получается, что в квартире может быть прописан один человек, который сдает ее в аренду семье из четырех человек или пяти нелегальным рабочим, но расчет все равно будет вестись по одному человеку, а ведь светом в подъезде, теплом, мусоркой, лифтом и прочими коммунальными благами будет пользоваться большее число людей.
Обманывают и с водой. Даже если в квартире установлен счетчик, не факт, что надо будет заплатить столько, сколько он накрутил. По удивительно нелогичному российскому законодательству для тех, у кого приборов учета не установлено, действует норматив, выше которого начислить плату нельзя. Вот и получается, что бесприборные могут ежедневно стирать слонов в ванне, а платить за общедомовой перерасход будут те, у кого есть счетчики.
Именно поэтому я совсем не удивляюсь, почему некоторые идут на ухищрения и обман, кладя магниты на приборы, тянут с установкой счетчиков или откровенно не платят за «коммуналку». Вот когда государство будет честно по отношению к гражданам, возможно, тогда граждане будут честны с государством. В этой ситуации известно, кто первый должен начать.
Комментарии