Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Пятница, 7 Декабрь 2012, 14:50 4505 1

Психолог Светлана Колосова: «Мы сами обучаем детей жестокости»

Я как психолог не рассматриваю поведение детей, даже жестокое, как поведение взрослого преступника. Безусловно, они могут стать преступниками и мы им поможем стать ими. Еще в 1930-ые годы психолог Выготский обозначил, что система советского воспитания строится как система воспитания малолетних преступников. Поверьте, правовое самосознание строится не на знании Уголовного кодекса и страхе перед тем, за что тебя посадят, оно имеет в основе желание соответствовать нормам, принятым в обществе, действовать в рамках принятых базовых законов — декларации прав ребенка и человека. Но у нас их не знают ни педагоги, ни дети. Поэтому первый шаг в воспитании ребенка — узнать свои права, а потом и применять их.

Координатором поведения взрослых в воспитании ребенка всегда была школа, в любом обществе. Вопрос в другом. Даже лучшие родители сталкиваются с жестокостью людей в этой самой школе. Приведу пример. Девочка идет учиться в спортивную школу. Замечательный, старательный ребенок, также же замечательные родители. Но педагог школы зовет родителей и в присутствии девочки говорит: «Она бесперспективна. Я не хочу с ней заниматься, я не смогу вывезти ее на соревнования. Низкая квалификация, отсутствие личностной позиции, зрелости превращают педагога в источник жестокости. Такие же ситуации бывают и со школьными психологами. Один из них, услышав, что существует метод «горячий стул» (подразумевает доверительное общение специалиста и детей, когда могут быть высказаны не только позитивные соображения по какому-либо поводу, но и негативные, ребенок в любой момент может встать со стула и уйти), он неправильно применил его на практике. Психолог узнал, что ребенок оскорбил другого подростка и посчитал, что если поставит виновного перед всем классом и позволит остальным детям обзывать его, то он поймет, что был не прав. Если говорить просто, то была дана команда «фас». Как следствие, была попытка суицида. Мы сами обучаем детей жестокому поведению, допуская ее в своем поведении.

Есть еще один процесс дегуманизации в школе — интеллектуализация учебы. Деятельность школы сместилась в сторону интеллектуальной подготовки детей. Вместо 18 обязательных общеобразовательных дисциплин в лицеях и гимназиях их 36. У ребенка просто не остается времени удовлетворять свои базовые потребности в любви и ласке: и не только получать, но и самим проявлять. Родительская жестокость по отношению к детям — стремиться как можно больше дать знаний детям, несмотря ни на что. Но ведь давно известно, что развитый интеллект при отсутствии эмоционального обеспечения ведет к цинизму. Только зрелость личности ребенка может привести его к успеху в жизни. И только при наличии этой зрелости знания могут стать помощником в утверждении ребенка в обществе, в таких вещах как поиск работы, например.

Жестокость может быть очень разной. Она отличается у детей из благополучных и из неблагополучных. У первой категории в основе лежит чувство превосходства и безжалостности к тем, кто не такой, как они. Это говорит о ценностях семьи. А жестокость в неблагополучных семьях имеет корни в хроническом внутреннем перенапряжении, в том, что ребенок каждый день видит жестокость со стороны родителей, у него разработана модель поведения. И любая ситуация может вызвать неадекватную реакцию.

Есть состояние враждебности, а есть состояние агрессии. Если агрессию можно нейтрализовать, так как это ситуационное поведение, то второй вид поведения («каждый сам за себя») может привести к появлению неформального лидера в коллективе, который будет потреблять других».

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июнь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Реклама