Экспонаты выставки в немалом количестве были развешаны на стенах зала, где, открывая выставку, приглашенные персоны произносили торжественные речи и звучала гитара.
Министр культуры Коми Артур Рудольф, выступая с приветственным словом, рассказал о роли открытки в своем детстве.
Пока гости — представители сферы культуры Коми — пили шампанское и поздравляли друг друга с наступающими праздниками, корреспондент «КомиОнлайна» пообщалась с куратором выставки, старшим научным сотрудником национального музея Коми Раисой Ларуковой. Она рассказала о том, как создавалась выставка и прочла лекцию об истории открыток.
Это уже третья по счету творческая гостиная, которую проводят в стенах музея. Первая состоялась в 2010 году, для нее собрали все имеющиеся открытки, вторая же была создана специально для детей и тематику имела соответствующую. В этом же году организаторы решили затронуть тему Нового года и сделать экспозицию не стационарной, а передвижной: она побывает во всех музеях районов Коми. При этом открытки будут только частью коллекции, в нее включат и другие предметы, связанные с новогодними праздниками.
«Мы назвали ее своеобразно - «От сердца к сердцу весть подает». Именно с таким названием вышла первая серия именно российских рождественских открыток, которая была создана известной художницей Елизаветой Бем. И открытка, открывавшая эту серию, называлась именно так», -рассказала она.
Вообще, первые открытки появились в Китае, но выполняли они роль не подарка или украшения, а использовались в качестве визиток, которые гости опускали в мешочек, прикрепленный хозяином на дверях. В Европу такие визитки пришли в 18-ом веке. В России же первые рождественские открытки были завозными, а свои собственные появились только в 19-ом веке. Их внешний вид претерпевал значительные изменения и вообще, как выразилась Р.Ларукова, судьба открыток в нашей стране была непроста.
Например, после революции 1917 года производство рождественских карточек было запрещено, однако традиция эта не ушла, и люди продолжали их дарить друг другу, хотя на открытках были изображены просто зимние виды. Только в 1935 году после знаменитой фразы Иосифа Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее» и начала организаций новогодних елок, открытки снова начали производиться массово и на них появляется надпись «С Новым годом!». Кроме того, открытки этого периода отличаются тем, что Дед Мороз на них уже был одет в красную, а не голубую шубу, а вместо рождественской звезды на елке печатались звезды Спасской башни Кремля.
С началом Великой Отечественной войны производство открыток снова затухает, однако с начала 1942 года они все-таки начинают выпускаться, хотя и гораздо меньшими тиражами. Чаще всего они были черно-белыми или черно-красными. «Нужно было поддержать дух людей, все ждали весточки с фронта, поэтому с 1943 года тиражи увеличились, а сюжеты открыток были очень разнообразными: не только военная техника или надписи про победу, но и, например, трогательные изображения детей, которые отпускают в почтовый ящик письмо «Папе на фронт», - продолжила куратор.
Бум выпуска открыток пришелся на конец 1950-ых и 1960-ые года. Во времена, когда в Юрий Гагарин полетел в космос, на открытках изображался Дед Мороз, спускающийся на парашюте или летающий на ракете. Пропагандировалась грандиозность строительства БАМа и других масштабных проектов. Женщины узнавали с помощью открыток веяния моды: когда в 1950-ых в моду вошли пышные юбки и платья, замысловатые прически, то и они нашли свое отражение на карточках.
В 1980-ые годы в СССР тоже были нелегкими, шла антиалкогольная кампания, поэтому изображения шампанского и фужеров со всех открыток исчезли. После распада Советского Союза на карточки вернулись рождественские надписи и сюжеты и зачастую они были репринтами дореволюционных открыток.
«Сейчас многие люди не отправляют открытки, поздравляют друг друга по Интернету. Но мне думается, что настоящая открытка — это более теплый и живой подарок. Он всегда останется с тобой», - подвела итог беседе Р.Ларукова.
При создании выставки использовались открытки из личных архивов писателей и поэтов Коми: Петра Столповского, Елены Габовой, Юрия Ионова, Галины Бутыревой, Елены Козловой и других.
Комментарии