Катерина Клепиковская
«Не без претензий» - именно так можно оценить долгожданный фильм Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие», ставшего приквелом к знаменитой трилогии «Властелин колец», вышедшей десятилетие назад. На корреспондента «КомиОнлайна» фильм произвел не вполне однозначное впечатление.
Как известно, этот фильм — экранизация книги Джона Р.Р.Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Само по себе произведение небольшое, очень легкое и ориентированное на детскую аудиторию. Поэтому довольно странным казалось намерение режиссера растянуть не такую уж объемную книгу на три фильма, длящихся по три часа. Существовало два возможных объяснения этому: либо студия и режиссер хотят хорошо заработать на кассовых сборах (они определенно будут очень недурны: фильм был одним из самых ожидаемых в этому году), либо готовят что-то совершенно невообразимое. После просмотра ленты я все же склоняюсь к первому варианту, хотя и допускаю, что П.Джексон и его команда изо всех сил старались сделать «Хоббита» столь же масштабным и завораживающим, что и «Властелин колец».
Итак, сюжет фильма в целом отвечает книжному, исключены только несколько эпизодов, вроде похода в Лихолесье. Картина повествует о путешествии хоббита Бильбо Бэггинса, который пускается в грандиозный поход, целью которого является отвоевание утраченного королевства гномов Эребор у зловещего дракона Смога. Подвигли его на это опасное предприятие бывшие жители королевства во главе с волшебником Гендальфом Серым. По пути они встречаются со множеством опасных и прямо скажем малосимпатичных существ, десятки раз оказываясь на краю гибели. А затем Бильбо Бэггинс встречает Голлума, который навсегда изменит его жизнь.
Сначала о несомненных плюсах. «Хоббит» - это до такой степени красивый фильм, что даже во время самых кровожадных сцен нельзя было не любоваться на проработанность визуального ряда. Это филигранно созданный фантастический мир с вьющимися вокруг высоких гор тропами, со сливающимися с горизонтом полями сочного зеленого цвета, с грандиозными замками, выточенными в скалах, и с невероятными существами, уродливыми и прекрасными. При всей его нереальности он кажется существующим на самом деле, потому что такое гармоничное пространство могла создать только природа, а не человек и его компьютерные спецэффекты.
Этот фильм отличается от трилогии тем, что в нем есть юмор. Никакого перебора, все в меру и даже изящно. Благодаря этому гномы, которых обычно представляют ограниченными и замкнутыми существами, в этот раз были как-то особенно очаровательны и симпатичны. Актеры, воплощавшие эти образы, постарались на славу. Ну и раз уж речь зашла об актерском составе, скажу, что к его формированию съемочная группа подошла со всей ответственностью. Все любимые персонажи из «Властелина колец» хоть на минуту, но появлялись на экране, чтобы порадовать зрителя. Кроме того, основная команда (гномий отряд) сумела сработаться так, что казалось, будто они вместе путешествуют не первую сотню лет. Прекрасно справился дебютант картины Мартин Фриман, сыгравший Бильбо Бэггинса. Он был так правдоподобно испуган, смущен изменениями своей жизни, так растерян и пуглив, что в нем не осталось и следа от предыдущего знаменитого амплуа — доктора Ватсона. Ну и, конечно, самый завораживающий персонаж — Голлум в исполнении Энди Серкиса. Даже облепленный передающими движения датчиками, одетый в специальный костюм, который потом компьютерщики преобразуют в пепельно-серую кожу существа, актер превзошел сам себя в умении одной мимикой передать характер сходящего с ума уродца.
Ну а теперь к недостаткам. На мой взгляд, картине не хватало драматичности. Той несколько гнетущей атмосферы «Властелина кольца», когда не знаешь, выберется ли герой из очередной неурядицы. Слишком плавно, слишком степенно, слишком предсказуемо. Не скучно, но и не напряженно. Периодически казалось, что отдельные эпизоды фильма затянуты, в них много «воды», избыток ненужных разговоров, кадров, без которых можно обойтись. Спецэффекты отличные, но привычные. Помимо прочего, П.Джексон определенно перебрал с кровожадностью, особенно если учитывать, что в России к просмотру допускаются дети от шести лет.
Резюмируя, можно сказать, что для поклонников трилогии его приквел непременно понравится. Скорее всего, они будут в полном восторге. Однако для людей, воспринимающих эту франшизу не как величайшую кинематографическую историю в мире, «Хоббит» покажется чуть менее отвечающий ожиданиям, чем это предполагалось.
И все-таки. К просмотру для составления своего собственного мнения рекомендовано.
Татьяна Ткалун
Посмотреть фильм «Хоббит» - это все равно, что выпить любимого вина после долгого перехода через горы. Похожие по накалу ощущения испытывает только солдат наедине со своей девушкой, который только что вернулся из армии.
Режиссер Питер Джексон в очередной раз поразил публику невероятным масштабом эпической истории и размахом самого прекрасного и страшного, что может быть в мире фэнтези. Но он так и не позволил испить сполна чашу романа-эпопеи, потому что завершил фильм на самом интересном месте.
«Хоббит» - это история Бильбо Бэггинса, к которому в один прекрасный день явился незнакомый волшебник Гэндальф Серый и взвалил на него страшную миссию: помочь королю гномов Торину Дубощиту убить дракона. Мифическое животное уже много лет не пускает народ гномов на их родину, охраняя там залежи золота — Эребор. По непонятным причинам отказавшийся сначала хоббит передумал и отправился навстречу приключениям вместе с солдатами-гномами, которым зачем-то помогает Гендальф. Преодолев страну эльфов, которых ненавидит Торин, сразившись в схватке с уродливым королем троллей, и выжив в столкновении с белым орком — посланником смерти Торина, путешественники оказываются у долгожданной одинокой горы — дом целой народности гномов. На этом повествование заканчивается, в то время, когда зритель сидит еще затаив дыхание, чтобы наконец получить разрядку.
Кстати, в «Хоббите» появится и кольцо всевластья - та страшная сила, которую чувствовали жители Средиземья, но не могли угадать. Только его появление окажется совершенно не раскрытым — мы знаем, что кольцо уже есть, но они никак не будет работать на сюжет. Режиссер закинул его в карман хоббиту и забыл, от чего в головах зрителя может появиться некоторое недоумение, но в то же время этот шаг вполне объясним: кольцу уже были посвящены три части, а «Хоббит» - история о более нематериальных вещах.
В этом фильме очень много идеологических моментов, важных для понимания эпопеи в целом и политики персонажей романа. К примеру, в необычном ракурсе перед зрителем предстает Гендальф, который, оказывается, играет сказочными персонажами как шахматами, выстраивая удивительный и сложный мир, о котором повествует Толкиен. Именно Гендальф скажет, что настоящая сила заключена не в волшебстве и магии, а в обычном человеке, который способен любить и быть добрым.
Может кто-то с самого начала чувствовал, что в любой из частей эпопеи этот лукавый политик и является главным персонажем и движущей силой событий, но в «Хобите» на этом сделан особый акцент.
Кроме того, поражает невероятно доступный язык, на котором герои фильма говорят со зрителем, всего пара слов — и история начинает сиять новыми гранями. Совершенные по своему содержанию диалоги, лаконичная речь и философия в удобоваримой обертке — это достижение создателей и переводчиков — настоящее украшение экранизированного романа.
Еще одним украшением «Хоббита» стали новые персонажи. От режиссера подобного уровня всегда и интересно ожидать новых образов, так как они обязательно поразят своей проработанностью и убедительностью. В «Хоббите» появляется волшебник из квинтета магов, который на фоне Саурона и Гендальфа поначалу проигрывает, но на самом деле раскрывается как воплощение самого лучшего, что доступно даже человеку. Он становится переходным героем между миром магов и людей, что как нельзя лучше отражает главную мысль картины, которую озвучил Гендальф.
Нельзя не сказать и о короле гномов, в образе которого сконцентрировался новый героизм нашего времени — доступный, понятный и цепляющий. Думается, что режиссер П.Джексон из любого персонажа способен сделать легенду, при чем невероятно привлекательную.
После просмотра «Хоббита» складывается ощущение, что все прошлые части ни о чем не рассказали зрителю, а самая главная тайна так и осталась за завесой, поэтому возникает большое желание узнать еще больше, а критерием успешного фильма становятся те самые вопросы, которые появляются и появляются. Таков фантастический эффект построения сюжета эпопеи Джексона.
В фильме даже придраться не к чему, а затянутость картины становится большим преимуществом, потому что, пока действия не развиваются динамично, можно просто сидеть и наслаждаться красотой творения и атмосферой, которая осталась неизменна.
** Билет в кинотеатр «Парма-2» одному из корреспондентов «КомиОнлайна» предоставила «Европа плюс Коми». Рецензии на фильмы выходят в рамках совместного проекта «Куда пойти» под эгидой afisha.fm1.ru на сайте радиостанции и в ленте новостей.
Фото с сайтов spletnik.ru, megaobzor.com
Комментарии