Эта картина была отсмотрена еще в начале новогодних каникул, но составить о ней однозначное мнение было весьма затруднительно, так как под напластованием множества деталей, извиняющих или, наоборот, дискредитирующих режиссера, осмысление пришло не сразу. В итоге окончательным стало мнение о том, что фильм скорее хорош, нежели плох, но есть к нему хоть и единственная, но генеральная претензия: ничего, абсолютно ничего нового. Честное слово, если и можно было что-то сказать о жизни человека, волею судьбы заброшенного в необитаемые края, то гораздо талантливее это сделали Даниель Дефо в литературном плане и Роберт Земекис - в режиссерском (см. фильм «Изгой» с Томом Хэнксом в главной роли).
По сюжету главный герой - индийский юноша Писин Патель, он же Пи - оказывается в шлюпке посреди океана в компании нескольких животных из отцовского зоопарка. Вскоре они все по разным причинам умирают, в живых остается только грозный бенгальский тигр Ричард Паркер. Вместе с ним Пи и приходится бороться за выживание, дрейфуя в течение многих дней по волнам океана. За время вынужденного путешествия юноше приходится пройти все круги ада — от физических до моральных страданий. Но благодаря вере, силе характера и уму Пи выходит из битвы с природой непобежденным, хоть и не победителем. «Поверь в невозможное» - говорит слоган фильма и целиком описывает его идею. Узнаваемо, не так ли?
Большая часть картины отведена взаимоотношениям животного и человека. Это до чрезвычайности красивая история. В центре главное — остервенелое желание выжить, в нем нет лишних деталей и незначимых мелочей. Сначала жесткое противостояние, жизнь по принципу «либо ты, либо тебя», а затем разделение общего большого несчастья и маленьких радостей. Обитатели лодки не дают погибнуть друг другу — для Пи сохранение жизни своему оппоненту становится единственным шансом не потерять связь с прежней, счастливой жизнью, а тигр понимает, что только человек и сможет спасти его из безвыходной ситуации.
Эмоционально фильм очень напряжен: положение героев почти никогда не становится лучше, обстоятельства все время ухудшаются. При этом не создается ощущение безысходности, режиссер, даже если и показывает отчаяние Пи, то после обязательно пробуждает в герое оптимизм и желание бороться за свою жизнь. И не только за свою. Говоря об этом, нужно отметить, что молодой актер Сурадж Шарма, сыгравший Пи, справился со своей ролью прекрасно. В ситуации, когда все внимание сосредоточено только на нем, когда развитие действия идет только от его поступков, он ни разу не сфальшивил, ни разу не сбился на неталантливый пафос. Вообще образ героя, все его возрастные ипостаси, оказались очень искренними и подкупающими. Особенно естественным оказался его рассказ о поиске веры, предваряющий основное действие. Пожалуй, такой открытости миру, такого желания впитать в себя нравственные ценности различных религий, давно никто из персонажей фильмов не демонстрировал.
Главное за что стоит хвалить этот фильм, это за динамику и смотрибельность. Несмотря на неспешность происходящих событий — герои дрейфовали по волнам не один месяц, — скучно не становится, режиссер сумел убрать все лишнее и правильно скомпоновать события картины. А сама картинка совершенно изумительна. Ее можно описывать часами, но лучше посмотреть самому. Такие фильмы обязательно смотреть как минимум в формате 3D, а лучше всего в IMAX – чтобы иначе прочувствовать великолепие подводного мира, грозное буйство стихии и необыкновенность обитателей водных глубин.
Добавлю также, что финал фильма несколько неоднозначен из-за своей метафоричности и поэтому лично у меня вызвал ощущение инородности. В остальном фильм рекомендован к просмотру.
*** Рецензии на фильмы выходят в рамках совместного проекта «Куда пойти» под эгидой afisha.fm1.ru на сайте радиостанции «Европа плюс Коми» и в ленте новостей.
Фото с сайтов occuserpens.livejournal.com, new-intelligence.ru, filmz.ru
Комментарии