В первом вагоне царила довольно сумеречная атмосфера — в нем проводили видеоуроки для посетителей (в основном для школьников), поэтому свет исходил только от плазменных экранов, выступающих из стен, и переливающихся фиолетовым светодиодных ламп. В этой секции участники экскурсии — чиновники администрации города и министерства транспорта Коми — задержались недолго: посидели в креслах и послушали часть презентации.
В следующем вагоне было уже интереснее — уголок на входе занимала небольшая историческая экспозиция: предметы быта начальника станции конца XIX — начала XX веков. Как пояснил экскурсовод Денис Алексеенко, форма на восковой фигуре — настоящая и когда-то ее носил реально существовавший станционный смотритель. Рядом располагалась модель паровоза, с него началась эпоха скоростного движения железнодорожного транспорта в России — он мог развивать скорость до 125 километров в час.
Буквально в метре от него экспонировались модели уже современных и суперскоростных электропоездов: «Сапсана», «Аллегро» и «Ласточки».
«Сапсан» был первым проектом «РЖД» в области развития скоростного движения. Сейчас в стране ходит восемь таких машин: между Санкт-Петербургом и Москвой, а также между Москвой и Нижним Новгородом. В России он может развивать скорость до 250 километров в час, хотя технические характеристики позволяют увеличить ее до 300.
Другой поезд - «Аллегро» - доставляет пассажиров из северной столицы в Финляндию. Он выбран именно для этого участка пути, потому что для него характерны такие ландшафтные особенности как скалы, озера и болота. «При прохождении кривых участков, он не снижает скорость, пассажиры даже не чувствуют наклона кузова», - пояснил экскурсовод.
«Ласточка» же будет использоваться на Универсиаде в Казани и на Олимпийских играх в Сочи как аэроэкспресс, а затем выйдет на серийное производство.
«Кстати, может быть, кто-то видел по телевизору, как этот поезд прошел своеобразный краш-тест. Автомобиль МАЗ выехал на запрещающий сигнал светофора на переезд и столкнулся с «Ласточкой». После этого МАЗ не подлежал капитальному ремонту, а поезд пришлось ремонтировать», - рассказал Д.Алексеенко.
В третьем зале была выставлена выпускаемая серийно техника, которая ходит на пригородных и мало действующих участках. Кроме них, там находились модели грузовых поездов, тепловозов и электровозы. Один из них, по выражению экскурсовода, «отличился»: перевел через Уральские горы состав в девять тысяч тонн, чего раньше не случалось: такие тяжелые составы обычно разделяются на два и идут по очереди.
В следующем вагоне разместили несколько макетов. Один из них — тяговой подстанции. Такая, к примеру, расположена у космодрома «Байконур», куда по железной дороге доставляются ракетоносители. Там проложено до 200 километров железнодорожных путей, 15 из них — это спецпути, по которым из сборочного цеха ракета едет к установочному столбу и готовится к старту.
«Железные дороги были еще и ядерным щитом нашей страны. Существует несколько спецпоездов для этих целей — боевой комплекс «Молодец» или «Скальпель». Их разрабатывали два брата. Они применяли такие ноу-хау, что об этом можно было бы рассказывать часами, если бы не секретность. В настоящее время этих поездов уже нет, их порезали на металлолом. Вместо них придумали другие вещи, но про них рассказывать тоже нельзя», - напустил туману экскурсовод.
На контрасте с необычной станцией здесь была и типовая, какую можно увидеть уже во многих городах России. Представленная на выставке располагается в Анапе.
Следующий зал был посвящен регулированию передвижений поездов. Так, современные светофоры на железнодорожных путях претерпели множество изменений. В старых моделях были установлены обычные лампы с двумя нитями, в новых же — светодиодные. «Если старая лампа перегорала, то все сразу же выходило из строя. Сначала всегда перегорала красная, потом желтая, потом зеленая. В новой даже если до 40 процентов светодиодов выходит из строя, то светофор продолжает работать и светит очень ярко», - рассказал Д.Алексеенко.
Затем он показал «гордость отечественного производителя» - систему автоведения подвижного состава.
Система очистки сточных вод в Выборге. Была построена после претензий финляндский стороны, считавшей, что российские железнодорожники засоряют Финский залив
Зал управления процессами перевозок сплошь состоял из экранов с мудреными электронными и бумажными схемами, за которыми следят специально обученные диспетчеры.
В одном из последних вагонов участники экскурсии смогли сами ненадолго стать машинистами современных поездов. Одного из представителей минтранса усадили в кресло симулятора вождения поезда и он вполне благополучно выехал со станции, несколько раз перейдя по стрелкам путей.
А первый заместитель руководителя администрации Сыктывкара Магомед Османов виртуально покатался на КАМАЗе. Правда под конец недолгого путешествия машина заглохла, но, судя по всему, виной тому была российская распутица, изображенная на экране.
Заключительные вагоны состава были посвящены выставкам не столько продукции «РЖД», сколько их партнеров - «Роснано» и «Росатом». В одном из них корреспондент «КомиОнлайна» выяснил, что в его тело излучает 4530 беккерелей. Нормальным показателем является излучение до 10 тысяч беккерелей.
Состав пробудет в Сыктывкаре до 17:00, а затем отправится в Вологду. Посещение экскурсии бесплатное, их ведут 16 сотрудников поезда.
Комментарии