В новые правила оплаты коммунальных услуг, вступившие в силу прошлой осенью, внесены изменения. Правительство России 16 апреля приняло очередное постановление, которое заработает с 1 июня этого года. К этому дню регионы должны привести в соответствие с федеральными свои нормативные акты, касающиеся расчета «коммуналки», пишет газета «Республика».
Тепло объединили
Новое, 344-е постановление (официально оно называется
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг») корректирует не только ставшее за последние месяцы притчей во языцех 354-е постановление, но и правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (306-е постановление).
Что же должно поменяться в принципах оплаты коммунальных услуг этим летом? И какой смысл в том или ином изменении? Остановимся на наиболее значительных моментах.
Иначе будут рассчитываться общедомовые нужды (ОДН). В квитанциях не будет графы ОДН на отопление (заметим, что большинство управляющих компаний и ТСЖ в Коми ее и так игнорировали). Это не значит, что за тепло в подъезде теперь платить не надо, просто эти расходы объединяют с внутриквартирными.
«Оплату ОДН по теплу стоило оставить для домов с горизонтальной разводкой отопления. Там жильцы могут устанавливать приборы учета тепла в квартирах и экономить этот ресурс. Те, у кого квартира на среднем этаже и не торцевая, осенью открывают вентиль на батарее позже своих соседей. По счетчику у них выходит ноль, при этом за ОДН они платить иногда не желают, до суда дело доходит, – отметила директор «Центра жилищных расчетов» 16 апреля. – Вот ради справедливости в оплате отопления в таких домах эта графа и нужна».
Кроме того, должен быть снижен норматив расчета ОДН на холодную и горячую воду (в частности из формулы исключаются технологические потери в инженерных сетях дома, зависят они большей частью от этажности).
Куда ушла вода?
Исчезает необходимость оплачивать ОДН по водоотведению. Этот пункт на первый взгляд выглядит довольно странно: какое водоотведение предполагают общедомовые нужды? Слив в канализацию воды, которая остается в ведре уборщицы после мытья подъезда? Но это же копейки, стоит ли ради такого всероссийское постановление писать?
Существует версия, что этот пункт принят ради тех случаев, когда в доме лопаются трубы, и вода уходит «мимо крана». Действительно, за что платить, если она ушла не по канализации, а самотеком? И при поливе придомовых газонов вода тоже тратится, но утекает не по трубам.
Впрочем, в любой управляющей компании вам объяснят, что большая часть воды в доме «пропадает» вовсе не по причине протечек, а из-за квартир, не оборудованных приборами учета, где воду тратят сверх нормативов. Кстати, в квартирах, где никто не живет, вода все равно может использоваться в немалых количествах – подтекающий бачок в туалете легко отправляет в канализацию 150 кубов в месяц!
«До сих пор водоотведение рассчитывали по принципу: сколько воды пришло в дом, столько и ушло в водоотвод. Сейчас исходят примерно из такого расчета: если в дом пришло сто кубов, значит, в канализацию вылилось восемьдесят. А остальное списывается, за счет этого исчезают ОДН на водоотведение. Но… Остаются вопросы, как работать с водоканалами, которым не понравится, что они теряют в плате за водоотведение, причем больше чем 20 процентов. Боюсь, очень скоро в арбитражные суды посыпятся соответствующие заявления», – считает С.Палева.
ОДН загнали в рамки
По новому порядку жильцы домов с коллективными приборами учета не должны будут платить за ОДН больше определенных нормативов (устанавливаются на региональном уровне на основе федеральных рекомендаций), оплата разницы возлагается на исполнителя услуги. Но если счет за коммунальную услугу вы получаете напрямую от ресурсоснабжающей организации, то ограничения размера ОДН сверх нормативов не будет. Собственник, получающий счет от ресурсника, будет платить за ОДН как и раньше – полной ложкой. Поэтому жителям Ухты, Усинска, Печоры, получающим счета за услуги от ресурсоснабжающих организаций, а также тем, кто получает счета за горячую воду от Коми тепловой компании, рассчитывать на снижение платы за ОДН, если они превысили нормативы, не стоит.
Также если на общем собрании собственников жилья решили, что ОДН в конкретном доме вполне могут превышать нормативы, то так тому и быть – будете платить столько, сколько «утекло».
Генерального директора усинской управляющей компании «Универсал» Ирину Цыпящук этот момент в постановлении привел в полное недоумение: «Я, прочитав это, решила, что здесь какая-то ошибка. Мы в своих домах стараемся учитывать всех жильцов, но все равно остается много «лишней» воды, которая оплачивается как ОДН. Если ограничить ее нормативами, получается, что за излишки придется платить управляющим компаниям. Или же они постараются раскидать эти убытки по другим графам в квитанции».
«Управляющим компаниям будет выгодно уклоняться от договоров с ресурсоснабжающими оргнизациями, тем же водоканалом, чтобы тот заключал договоры напрямую с населением и сам решал проблему оплаты перерасхода. Или же начнутся старые истории с банкротствами УК, – объясняет С.Палева. – Думаю, этот пункт будет действовать до первых судов, пока компании не начнут его опротестовывать. Есть еще вариант: УК будут искать возможность убрать общедомовой счетчик, чтобы суммы в квитанциях выставлять по нормативам и не думать, как оплачивать излишки».
В данном случае в 344-е постановление переложили опыт Перми. Там тоже разработали нормативы по ОДН и рекомендовали управляющим компаниям их не превышать. Управляющим компаниям придется нелегко, собственников насильно счетчик поставить не заставишь. Можно достаточно точно вычислять, сколько воды тратится в неоприборенных квартирах – по норме или гораздо больше, ставя контрольные приборы учета на стояк, но существующие правила все равно не позволят на основании этих данных выставлять счета собственникам неоприборенных квартир. Кроме того, есть случаи, когда ресурс в доме используется сверх нормы по объективным причинам. Например, ОДН по электроэнергии могут заметно превышать нормативы в домах с автономными котельными.
Данные – раз в полгода
Многих руководителей управляющих компаний и председателей ТСЖ неприятно поразил тот факт, что 344-е постановление разрешает тем, кто установил в своей квартире счетчики, не снимать с них показания ежемесячно в установленный день. Вместо этого раз в шесть месяцев вы обязаны впускать в квартиру ответственных граждан, которые снимут показания и посмотрят, все ли в порядке с прибором учета. В течение полугода за услугу вы будете платить по средним показателям потребления. А потом вам произведут корректировку.
«Мы столько добивались, чтобы люди снимали показания с индивидуальных приборов учета в один день с общедомовым, только так реально подсчитать расход воды и снизить ОДН, а теперь что? Никакой точности и в помине не будет! – возмущается И.Цыпящук. – Я все-таки надеюсь, что одумаются, откажутся от этого нововведения».
Но, похоже, не одумаются. Поскольку пункт этот – прямое последствие мартовского решения Верховного суда РФ, запретившего обязывать потребителя каждый месяц предоставлять показания приборов учета.
«И разработчики постановления просто перевели это из обязанностей потребителя в его права, – говорит С.Палева. – Получилась абсурдная ситуация: собственники показания счетчиков не сдают, индивидуальный расход вычисляют по среднему показателю, а ОДН только и остается, что считать по нормативу. А ТСЖ или УК данные с общедомового прибора каждый месяц снимает, чтобы расплачиваться с ресурсниками. Образовываются небалансы. А потом раз в полгода будем ходить по квартирам, разбираться, сверять показания, производить корректировки, смотреть, сколько на самом деле ушло на ОДН, перерасчитывать… Получается, достоверные показания мы знаем только раз в полгода! В таком случае имеет смысл вернуться к тому, что было в 307-м
постановлении, и корректировку ОДН тоже делать раз в полгода».
Пожалуй, самое заметное изменение, которое приносит 344-е постановление, – введение с 1 января 2015 года повышающих коэффициентов для жильцов тех домов, где не установлены коллективные и (или) индивидуальные приборы учета, хотя техническая возможность для этого имеется. Каждые полгода плата за электричество, воду и тепло для жителей домов без счетчиков будет повышаться на десять процентов (подробно об этом «Республика» писала 7 марта 2013 года). Повышающие коэффициенты будут применяться и к тем, кто счетчики поставил, если они два раза отказались впускать в помещение проверяющего. Дополнительные средства, вырученные таким образом, предполагается направлять на мероприятия по повышению энергоэффективности.
Этот пункт постановления у специалистов по коммунальным расчетам особых нареканий не вызывает: если уж собрались мотивировать народ к установке счетчиков, то делайте это хотя бы таким драконовским методом. Только вот какой смысл грозить кнутом из пока далекого 2015 года, если приборы учета в квартирах и домах должны были установить еще в прошлом году?
Квитанция по протоколу
Еще один положительный момент 344-го: установили процедуру составления акта для тех случаев, когда в квартире нет счетчиков, а проживает больше человек, чем на самом деле прописано.
«Подписал председатель ТСЖ или другое ответственное лицо этот протокол, еще двое жильцов расписались, и все – плату начисляют по проживающим, – говорит С.Палева. – С другой стороны, а если начнутся приписки? Укажут в протоколе, что у вас в квартире не два человека, как на самом деле, проживают, а пятнадцать! Но вообще, если собственник быстро сообразит, он этот протокол уже на другой день отменить может. Пойти в ТСЖ или УК и заявить, что никого у него в квартире нет – все выехали вчера».
Таким образом, хозяин квартиры может чуть ли не каждый день отрицать проживание у себя взвода гастарбайтеров, а ТСЖ или УК – протоколы составлять. Кто кого возьмет измором.
Оценив некоторую «сырость» 344-го постановления, можно предположить, что долго в таком виде оно на ниве российской коммуналки не проработает. Возможно, и года не пройдет, как будут внесены «поправки в изменения». В конце концов 354-е в первоначальном варианте ухитрилось всего 9 месяцев прожить, не будучи полностью внедренным. А разрабатывалось оно куда дольше, чем 344-е, которое возникло на волне критики 354-го. На интернет-форумах, где обсуждают этот нормативный акт, отмечают, что 344-е носит характер скорее политический, чем экономический. Как бы то ни было, а регионам очередные поправки пора воплощать в жизнь. Службой Коми по тарифам уже подготовлены проекты приказов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению для муниципалитетов Коми.
Комментарии