Огромная заслуга Бориса Ельцина в том, что при нем страна стала совершено по-новому мыслить и жить. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом «КомиОнлайна» президент союза городов Заполярья, экс-мэр Воркуты Игорь Шпектор.
«Я знаком с Борисом Николаевичем очень давно, у меня с ним было много встреч, наиболее запоминающаяся произошла, когда он только стал президентом. В Москву тогда пригласили группу губернаторов и меня. Тогда я впервые поднимал перед ним вопрос по Северу, — вспоминает И.Шпектор. — После этого была еще одна встреча на съезде северных городов в Москве, а потом я пригласил его приехать в Воркуту и провести съезд союза городов Заполярья, и он поддержал это предложение. Я неделю работал по подготовке съезда в Кремле и встречался с Ельциным практически ежедневно. Мы обсуждали множество тем: шахтерскую проблему, пенсионную, вопрос, который до этого затягивался, связанный с принятием закона о госгарантиях и компенсациях для северян. Все вопросы, которые оговаривались, он записывал. Уже по приезду в Воркуту очень многое удалось решить, много документов тогда подписали, он заставил министров пойти навстречу».
«Ельцин был очень необычный человек, не со всеми его делами и поступками можно было соглашаться. Я как человек старого поколения не мог воспринимать развал Советского Союза. Но вместе с тем, многие его действия были направлены на совершенно новую страну. Несколько раз я говорил ему о развале страны. Он мне в ответ: «Нет, ты не понимаешь. Это должно было произойти», — рассказал И.Шпектор. — Мне больно, что нет Союза. За границей появилась куча новых президентов, которые относятся к России не так, как раньше, возьмите эстонские, латвийские события. Да, союз мог бы развалиться, но мне обидно, что это сделал Борис Николаевич. Он был сильный, необычный, неординарный, харизматичный человек, что мне импонировало».
Решительность, добавил И.Шпектор, которую проявил Ельцин при попытке государственного переворота, ни один политик не проявил бы — здесь надо иметь очень большое мужество и смелость. «Смерть Ельцина — очень печальное для меня событие. Я ушел с должности с мэра Воркуты перед Новым годом. Наверное, это был один из моих поступков, который я совершил тоже не без воспоминаний об уходе Ельцина. Если б он работал, этого могло бы не случиться — моральная травма очень тяжелая. Людям, которые привыкли всю жизнь очень мощно работать — а он так и работал, — оставаться наедине со своими обычными хлопотами, негосударственными очень сложно. Я думаю, что это ускорило разрушение здоровья Бориса Николаевича», — заключил И.Шпектор.
*** Напомним, Б.Ельцин трижды был в Коми: в августе 1990 года и в июне 1991 года, еще будучи на посту председателя Верховного Совета РСФСР, и в мае 1996 года уже в качестве президента России (Воркута).
Комментарии