Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Пятница, 14 июня, 2013, 14:53 2905 1

В школах Коми основы религиозных культур и светской этики внедряются успешно

Открыла конференцию 14 июня заместитель министра образования Наталья Студиград, которая сообщила, что подобные встречи проходят по всей России и имеют огромную значимость. Прежде чем заговорить о результатах первого года преподавания курса в школах республики, она провела краткий экскурс в историю отношения к религии и преподаванию ее в школе, начиная с 1990-х годов. При этом поначалу описание отличалось густотой красок.

«Эта проблема тогда стояла очень остро: не было кадров, не было методики, витала только идея. Открылись границы Советского Союза, и к нам хлынуло множество различных сект. Они поставляли бесплатно и в огромных количествах, в том числе и на территорию Коми, листовки и брошюры, которые сначала, казалось, проповедовали прекрасные вещи, но на проверку оказывалось, что не все так хорошо. Мы с трудом остановили машину на границе Кировской области с несколькими тоннами таких учебников. Возьмем 1996 год, когда 200 человек самолетом из Канады прилетели в Воркуту для того, чтобы обратить весь город в свою веру. Но мы успешно справились со всем этим. Первым шагом было подписание соглашения между министерством образования и Сыктывкарской и Воркутинской епархией», - описала Н.Студиград.

После введения в 2011 году школьного курса основ религиозных культур  и светской этики его продолжительность составляла 17 часов. Затем он вошел в школьную программу как отдельный предмет и вырос в количественном отношении до 34 часов. В данный момент в Коми его изучают более девяти тысяч школьников. Обучение проходит по шести различным модулям. При этом число школьников по ним распределилось довольно неоднородно. Большая часть учеников изучает основы светской этики — 8712 человека, гораздо меньше - основы мировой (872) и православной (854) культур. И всего один школьник взялся за изучение буддистской культуры, еще два — исламской. Заместитель министра образования региона сообщила, что в такой неравномерности кроется проблема — недостаточно ведется разъяснительная работа с родителями, они не имеют полной информации при выборе определенного модуля. Н.Студиград заметила, что нужно постепенно прийти к более или менее равномерному распределению школьников по модулям, не уточнив, однако, в какую сторону необходимо склоняться и почему. Зато заострила внимание на одной из идей, которая в итоге стала лейтомотивом всей встречи, — никакого насаждения или принуждения к изучению какого-либо из модулей быть не должно. Но стоит отметить, что некоторые из спикеров конференции позволяли себе весьма бескомпромиссные заявления.

Второй проблемой в области преподавания основ религиозных культур стала подготовка кадров. Поначалу этот курс, по словам Н.Студиград, порой читали люди несведущие, а порой и вовсе необученные, что приносило больше вреда, чем пользы. В данный момент ситуация выровнялась — работников готовят и переподготавливают  в Коми государственном педагогическом институте и в центре патриотического воспитания. «Также нам крайне необходимы учебно-методические комплекты, добротные и качественные. Мы будем давать задания по их изготовлению», - добавила она.

Заместитель министра озвучила результаты российского мониторинга среди родителей: оказалось, что около 90 процентов опрошенных дали положительную оценку преподаванию курса. Однако были отмечены и недостатки: некоторые папы и мамы посчитали это дополнительной нагрузкой для детей, другие указывали на навязывание какого-то одного модуля, также звучали претензии к методике преподавания.

Следом выступил настоятель Свято-Преображенского храма Владимир Дунайчик, начавший с того, что преподавание основ религиозных культур — дело давно назревшее и крайне нужное. Последовала довольно продолжительная речь, суть которой сводилась к тому, что процесс введения курса в школьную программу шел и будет идти сложно, но, тем не менее, потребность в этом велика и отказываться от курса не следует, так как религия лежит в основе мироощущения и воззрений российского народа. Священнослужитель привел интересную аналогию, говоря о том, нужно ли вообще давать основы религиозных культур. По его словам, мнение о том, что ребенок вырастет и сам решит, во что веровать,  ошибочно. Происходит та же ситуация, что и с обучением в школе: поначалу дети не хотят учиться, но потом набираются навыков, которые помогают им в жизни. Так и с верой - ее нужно прививать с детства. Свое выступление В.Дуначик закончил не бесспорным утверждением: «Человек, который считает себя христианином, не может не выбрать для своих детей православную культуру, иначе тот человек вероотступник».

Основной же доклад прочитала заведующий центром патриотического и духовно-нравственного воспитания Коми республиканского института развития образования Нина Мищенко.

Как рассказала специалист, регионы, в том числе и Коми, начали подготовку к нововведениям в школьную программу спешно и в сжатые сроки. Но несмотря на это, по ее оценке, процесс идет успешно. Хотя некоторые проблемы все же имеются: в целом они те же, что перечислила Н.Студиград. Также она отметила, что педагоги сами становятся инициаторами повышения своей квалификации, требуют разработки качественной методической литературы и нормативной базы. В качестве предложений прозвучало создание ассоциации преподавателей основ религиозной культуры и светской этики, а также интернет-ресурсов, где можно было размещать и систематизировать всю нужную информацию.

На конференции прозвучало также выступление гостя из Вологодской области — инспектора по ОРКСЭ Великоустюгского благочиния местной епархии Валентины Шепелиной. Она была поражена тем, как в Коми идет работа по подготовке и проведению курсов, затем перешла к описанию ситуации в своем регионе, сказав, что поначалу школа была просто закрыта для священнослужителей. Далее разговор существенно ушел в сторону и напоминал скорее проповедь, чем обмен опытом. Основной мыслью всей речи было то, что православная религия должна изучаться в школе обязательно и что она дает детям понимание мира и любви к ближнему. «Без основ православной культуры и вообще без православия у нас ничего не получится», - заключила она.

После завершения пленарного заседания обсуждение проблемных вопросов  продолжилось в различных секциях.

Фото с сайта aif.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама