Елена Кабакова
Супермен появился на свет в далеком 1932 году, но, несмотря на популярность, многие режиссеры бросали мысль экранизировать историю непобедимого Кларка Кента. Вероятно, причиной служило то, что персонаж этот слишком прямолинейный, правильный и совершенно неуязвимый. Но и по его душу пришли смельчаки.
Продюссерско-режиссерский дуэт Кристофера Нолана, который уже оживил Бэтмена, и Зака Снайдера, прославившего имена «300 спартанцев», решил рискнуть и выковать нового «Человека из стали».
Немногословные трейлеры толком ничего зрителю не рассказали и только создали странный и незаконченный образ возрождения супергероя. Одно было ясно – он, наконец, сбросил смешные трико и предстал в более серьезном образе.
И ожидания оправдались: Супермен в ленте З.Снайдера перестает быть тупой машиной по устранению зла. Он получает возможность выбирать свою дальнейшую судьбу, старается понять, в чем его предназначение и какие первостепенные цели стоят перед ним. Но главное, он обретает характер, который делает персонаж интереснее и насыщеннее.
Режиссер не просто подал зрителю красивый экшн на популярную тему, он рассказал историю пришельца, который вынужден жить в мире людей, контролировать свои силы и учиться направлять их в верное русло. Искушенный зритель мог заметить, что картина полна скрытых библейских отсылок, но это лишь добавляет нотку трагизма простому, но красивому повествованию. А начинается оно с потери: истощенная планета Криптон на грани исчезновения. Супруги-криптонцы, чтобы спасти жизнь новорожденного сына, вынуждены отправить его со спасательным шаттлом на планету Земля. Корабль с младенцем падает на кукурузное поле четы Кентов, которые воспитывают его.
Как уживается маленький мальчик со своей постепенно раскрывающейся сущностью, как он принимает себя, и какой вклад в это вносит его отчим, мы видим во время флешбеков, которые умело нарезаны, вписаны в современность и помогают проследить путь становления героя.
Многим знакомая легенда Супермена, словно тонкими кружевами, обрастает свежими деталями. А полностью выкручивает ручку тумблера на «сделать классно» невозможно прекрасный визуальный ряд. Большинство съемок проходило вне павильона: ледники, кукурузное поле, рыбацкая шхуна. Детальная работа с душой чувствуется практически в каждом кадре. В финале же на зрителя обрушивается такое количество экшена и летящих с головокружительной высоты небоскребов, что начинает казаться: еще ни в одной ленте не было такого количества разрушений столь высокого качества.
З.Снайдер – известный любитель мелочей. Ему, заручившись поддержкой лучших операторов, удалось снять даже похожие сцены по-разному. Так, всегда захватывающим выглядит полет Супермена и все батальные сцены.
Музыка Ханса Циммера, как и положено, погружает в атмосферу ленты, при этом не перетягивая внимание на себя.
Актеры в этот раз подбирались с точностью до миллиметра. Кларк Кент уместен и реалистичен: мужественный подбородок, железные бицепсы и смоляные кудри. И Генри Кавилл не только оказался мускулистым юношей, он действительно играл.
Эпизодические, но во многом ключевые роли мудрого отчима и даже после смерти помогающего отца-криптонианца достались Кевину Костнеру и Расселу Кроу. И, наконец, у девушки, сопровождающей героя (Эми Адамс), появилась конкретная роль в сюжете, и ее помощь пару раз действительно пригодилась.
Хороши и герои-антагонисты. Это генерал Зод в исполнении Майкла Шеннона, которого начинаешь бояться после взгляда исподлобья, и недолюбливать, увидев изогнутый в презрительной ухмылке рот. И Фаора (Антье Трое) — безгранично преданная генералу беспощадная хищница. При этом злодеи предстают не безумцами, а людьми, следующими за своей благородной целью.
Сложив все перечисленное, команда создателей фильма получила на выходе нечто действительно эпичное. Увидеть этот фильм нужно хотя бы раз, причем желательно именно в кинотеатре. Чтобы смаковать детали, и дать шанс Супермену стать новой мощной легендой.
Катерина Клепиковская
Этот неловкий момент, когда ты — блестящий режиссер Знак Снайдер, у тебя есть 225 миллионов долларов и не менее блестящий Кристофер Нолан в качестве продюсера, но фильм про супергероя все равно вышел блеклым и банальным.
Попытки перенести культовый комикс на экран — всегда большой риск, и, как показывает практика и провальная экранизация этого же сюжета в 2008 году, чаще всего опасения не напрасны. Очень уж сложно сделать из героической фабулы с немалой долей пафоса что-то действительно вдохновляющее и не раздражающее штампами. Так и вышло. «Супермен» - это очередной фантастический боевик, где экшна и спецэффектов было больше, чем смысла. Точнее сказать, смысла в нем вообще нет, хотя различного рода аллюзии от режиссера основательно претендовали на эту роль. Но в сухом остатке — совершенно безликое кино.
По сюжету на Криптоне — родине Супермена — все складывается очень неблагополучно. Ресурсы планеты исчерпаны, она вот-вот взорвется, повстанцы под предводительством генерала Зода свергают правящую верхушку, а у Джор-Эла и его жены появляется первый за много веков естественно родившийся ребенок. Чтобы его спасти, они отправляют капсулу с младенцем на Землю, где его усыновляет чета Кларков. Мальчик растет, узнает о своих нечеловеческих способностях, знакомится с журналисткой Лоис Лейн, которая собирается раскрыть его тайну миру. Но тут на планету прилетает тот самый Зод со своей армией, чтобы с помощью клеток Кал-Эла (настоящее имя Кларка Кента) возродить народ Криптона.
Создатели картины изо всех сил старались сделать из главного героя тонко чувствующего, мучимого тысячей вопросов, проходящего через все стадии превращения из мальчика в мужчину персонажа. Поэтому значительная часть фильма была посвящена его взрослению, взаимоотношениям с родителями и окружающими людьми. Все это было показано с большим надломом и активной жестикуляцией в самых неожиданных моментах. Одним словом, нагнетали, но не очень изящно. Искусство создать атмосферу ведь не заключается в крупных планах хмурящихся лиц и арт-хаусно развевающихся простыней на заднем дворе, дело в деталях, интонациях, микрожестах, но этого в фильме не было совсем. Был только Кларк Кент, устрашающее или смиренно (в зависимости от ситуации) выпячивающий свой замечательно монолитный подбородок с ямочкой посередине.
Зато было много экшна и спецэффектов, ими напичкали буквально каждый миллиметр кинопленки. Масштабные батальные сцены, апокалипсическая картина разрушения Нью-Йорка, захватывающие полеты Супермена над планетой — в зрелищности фильму, конечно, отказать нельзя. Но спецэффектами и деньгами, потраченными на них, сейчас уже мало кого удивишь, а наблюдать за одним большим взрывом к концу фильма просто устаешь.
Отдельно следовало бы надавать по рукам сценаристу, писавшему диалоги. Нет, все можно простить, но когда над городом пульсирует смертельным лучом и разрушает все подряд неведомая железная штуковина, вкладывать в уста героев вопрос «Ой, а что это там происходит?» как минимум неуместно. Столь же нелепыми были любовные беседы героев и напыщенные речи про защиту планеты и Родины.
Актерский состав фильма не удручает, но и не восхищает. На мой взгляд, замени Генри Кавилла (Кларк Кент) и Эми Адамс (Лоис Лейн) другими столь же симпатичными людьми, мало бы что изменилось: правдоподобно, но не гениально. Гораздо больше эмоций вызвали приемный отец Кал-Эла в исполнении Кевина Костнера и девушка-воин, которую Антье Трое сыграла с прелестно кирпичным выражением лица.
В итоге «Человек из стали» - типичный фантастический боевик, каких на экраны каждый год выходит по три-четыре штуки, с небывало большим количеством спецэффектов, но гораздо меньшим количеством других достоинств. Поклонникам жанра, сходить, конечно, можно, но остальным рекомендовано к просмотру максимум в количестве одного раза. А лучше просто пересмотрите другие фильмы З.Снайдера.
Фото с сайта kinopoisk.ru
Комментарии