Частник против частника
Парадоксальным в противостоянии официальных автоперевозчиков и «бомбил» является тот факт, что зачастую они из одного лагеря. Ведь и те, и другие – представители частного бизнеса. Муниципальных автотранспортных предприятий в Коми осталось не так уж много, чаще извозом занимаются различные ООО, созданные на базе (или, скорее, на развалинах) бывших казенных АТП. Почему же один частник живет да радуется, а второй жалуется на убытки и постоянно собирается ликвидировать бизнес?
Дело в том, что второй работает по правилам: имеет лицензию на перевозку людей, платит налоги, его водители проходят медосмотры, а автобусы – техосмотры. При этом в автопарке своем такой собственник имеет зачастую большие автобусы «не первой молодости», которые и горючего «едят» много, и постоянных ремонтов требуют. А у нелегалов расходов меньше и доходами с государством он не делится. Поэтому и имеет возможность возить чуть дешевле, чем АТП, к тому же катает пассажиров с ветерком в легковушке или микроавтобусе. Соответственно клиентов у него больше.
АТП с извозчиками-нелегалами конкурировать может, но борьба идет с переменным успехом, и «бомбила» регулярно одерживает верх.
«Нас частники уже «съели», пришлось количество рейсов сокращать, – рассказал директор ООО «Койгородское АТП» Юрий Трофимов. – Мы пытались с ними конкурировать. Например, в прошлом году поговорили с людьми, узнали, что на одном из маршрутов им выезжать удобнее в пять утра, а не в шесть, и поменяли расписание. Некоторое время автобус у нас ходил полным, но вскоре и «бомбилы» сориентировались, тоже начали пораньше выезжать».
Он упомянул и о том, что запретили частным извозчикам стоять там же, где легальный перевозчик собирает пассажиров. Но нелегалы просто начали брать народ по домам – пассажиров они везут не так много, как правило, клиенты с ними договариваются заранее. Вот и получился дополнительный сервис - еще один балл в пользу «бомбилы». Другой вариант противодействия: нелегалы просто игнорируют запрет, встают прямо перед носом у автобуса и чуть ли не из салона выдергивают пассажиров, завлекая их в свои машины удобством и меньшей ценой.
«Я уже разговаривал с местной ГИБДД, просил: дайте мне человека, хоть на один день в неделю. Его девушки на автовокзале будут чаем поить, а он несколько раз выйдет наружу и поймает нелегалов. За день план на месяц выполнит! И этих отвадит, – отметил директор ООО «Визингское АТП» Александр Зиновьев. – Отказали, дескать, штат у них маленький, на происшествия ездить некому, не до дежурств».
Бонусы от местной власти
Казалось бы, если у частника выгоднее, надо закрывать убыточные местные АТП. Однако проблема в том, что в муниципалитетах без официальных автопредприятий не обойтись.
«Во-первых, нелегальные перевозчики не возят по социальным проездным билетам, это делает только АТП. Во-вторых, «партизаны» эти только по выгодным маршрутам ездят, где людей много и дорога хорошая. А в деревню, где три бабки живут, по грунтовке они не поедут. Между тем муниципалитет обязан обеспечивать социально значимые перевозки. Если у АТП договор с нами, его автобус в деревню поедет, где и одна бабка живет, – пояснил руководитель администрации Сысольского района Владимир Мальцев. – Бывало не раз: едет с пустым салоном, одну эту бабку везет в район в больницу или на рынок. А обратно – некого, пассажирка или попутку нашла, или частник ее уговорил».
Вот и получается, что АТП работает ради пресловутой бабки, а нелегалы ради «бабок» – только там, где можно получить прибыль. Но у АТП перед частниками есть одно преимущество: поучаствовав в муниципальном конкурсе и получив контракт, предприятие получает право на возмещение выпадающих доходов, убыточность его перевозок отчасти гасится за счет районного бюджета. Благодаря этому и другим видам муниципальной помощи удается хоть как-то держаться на плаву, предприятие по сути становится «полуказенным».
Например, «Визингское АТП» сейчас пользуется выделенными районной администрацией автобусами: официально они в аренде у предприятия, но плата столь символична, что для муниципалитета эти машины вряд ли окупятся к моменту своего полного износа. Кроме того, районные власти помогли АТП с оплатой долгов.
У «Койгородского АТП» ситуация несколько хуже: предприятие оказывается на грани закрытия регулярно, но все же при муниципальной поддержке, «на честном слове и на одном крыле» продолжает работать.
«Мы бы могли бы жить, кабы кроме «бомбил» не было еще двух проблем. Первая – кадры. Зарплату больше 10 тысяч рублей мы предложить не можем, максимум со всеми начислениями 15 тысяч получается. Молодежь за такие деньги работать не хочет, так что у нас все водители – пенсионеры. Один за 35 километров на работу ездит, – рассказал Юрий Трофимов, который на своем предприятии не только директор, но и механик, и слесарь. – Вторая беда – дороги. Лесовозы их так разбивают, что ездить нельзя».
В путь – без страховки
На заседании общественного совета высказывались идеи по поводу того, как помочь выжить АТП. Больше всего обсуждался вопрос, как сделать коллективы АТП конкурентоспособными. Скажем, легальное предприятие возит пассажиров до Сыктывкара за 500 рублей, а «бомбила» - за 450. Так почему бы не снизить цену до 400 рублей или еще ниже? Билеты станут дешевле, но пассажиров-то прибавится, значит, и доход увеличится.
Но на предложение председателя совета, лидера республиканского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Ивана Урсу заметно снизить (в порядке эксперимента) цены на проезд в автобусах АТП представители районных администраций ответили категорическим отказом.
По мнению первого заместителя руководителя администрации Койгородского района Алексея Линкова, снизить цены – значит «идти на поводу у пиратов». Во-вторых, удешевление билетов влечет за собой пересмотр суммы по выпадающим доходам, а в середине года районный бюджет пересматривать очень проблемно.
В.Мальцев сообщил, что попытки сделать проезд на автобусах дешевле, чем у «бомбил», уже предпринимались, но себя не оправдали. Поскольку многие пассажиры все равно предпочитали добираться на такси – так им быстрее и удобнее. А снижать цены на билеты до совсем уж смешной суммы смысла не имеет – возросшее число пассажиров убытка не покроет. Кроме того, по мнению В.Мальцева, любой эксперимент для АТП, которые и так едва живы, может стать губительным. Так что рисковать не стоит.
Впрочем, сделать предварительные расчеты, насколько можно снизить цену на билеты ради увеличения пассажиропотока, руководители АТП и представители муниципальных властей согласились. Еще одним предложением было заменить на некоторых маршрутах большие автобусы на «Газели» – ради экономии горючего: если салон все равно полупустой, зачем тратить лишнее. Но проблема в том, что закупать новые машины АТП не на что, да и у муниципалитетов на это лишних денег нет. И уговорить «пиратов» легализоваться и участвовать в муниципальных конкурсах тоже не удается – это им не выгодно.
Прозвучала даже идея «бить» нелегалов социальной рекламой. Не так давно, когда койгородцы попали в серьезную аварию, будучи пассажирами в машине «бомбилы», их близкие пришли с вопросом, как можно теперь получить страховку, к директору АТП Ю.Трофимову. Тот объяснил, что никак – перевозка была нелегальной, страхование пассажиров не предусмотрено. Поэтому руководителям АТП предложили вешать на автовокзалах плакаты с пояснениями, чем грозят услуги «бомбил». Ведь нелегал ни медосмотр, ни техосмотр не проходит, и пассажиры у него не застрахованы. Но народ у нас в стране рисковый и полагает, что неприятности происходят только с кем-то другим, так что на особую действенность таких плакатов рассчитывать не приходится.
Сами руководители АТП тоже предлагают свои варианты выживания. Один из них – объединять усилия. Например, койгородский автобус по пути в Сыктывкар может забирать и жителей сысольских поселков. Главное – договориться, чтобы в койгородском автобусе действовали льготы для жителей Сысольского района. Соглашение по этому поводу заключено уже полгода назад, но в реальности никак не заработает по причинам, от АТП не зависящим.
Карать надо жестче!
По мнению А.Линкова, помочь в борьбе с «бомбилами» может только соответствующий нормативный акт, ужесточающий ответственность за нелегальный извоз. С таким предложением нужно выходить на республиканских законотворцев. Того же мнения придерживается и В.Мальцев: только «кнут»! Нужно жестко наказывать за езду без лицензии, за незаконную предпринимательскую деятельность и уклонение от уплаты налогов, считает он.
На вопрос, почему бы муниципальным властям самим не заняться активной борьбой с нелегалами, А.Линков и В.Мальцев указали на недостаток полномочий и сложность в доказательстве вины «бомбил».
«У меня есть полный список людей, которые возят нелегально. Сколько возят, кого, куда. Есть кадры видеофиксации в АТП, как забирают из-под носа пассажиров, но это не доказательство – на видео не видно, как деньги передают. Люди расплачиваются в конце поездки, буквально из-под полы, – сообщил В.Мальцев. – Мы можем эти кадры передать в автодорожный надзор, к примеру, если это нам чем-то поможет».
«Даже если остановить частника с пассажирами на дороге, это ничего не даст, – отметил А.Линков. – Он скажет, что просто везет своих знакомых бесплатно, и пассажиры это подтвердят. И никаких претензий ему предъявить нельзя».
Впрочем, по словам муниципалов, бывало, с помощью ГИБДД в районах вели охоту на «бомбил». Останавливали их машины на трассе, проверяли документы. Если находили причину, запрещали ехать дальше, пассажирам приходилось высаживаться и ловить попутку, чтобы добраться до пункта назначения. На какое-то время нелегалы уходили на дно, а потом все возобновлялось.
Текст Анны Потехиной
Фото Дмитрия Напалкова
Комментарии