Для начала небольшая справка. «Нашествие» - это крупнейший в России рок-фестиваль, организованный «Нашим радио» в 1999 году и с тех пор проводящийся ежегодно. Эта традиция была нарушена только один раз — в 2007 году, когда организаторы из-за многочисленных проблем решили отменить праздник. За время своего существования «Нашествие» гостило во многих регионах России, но последние несколько лет имеет постоянную прописку — в селе Большое Завидово Тверской области. В этом году фестиваль должен был быть особенным - «НАШЕму Радио» исполнялось 15 лет - поэтому было заявлено небывалое количество хедлайнеров, некоторые из которых также отмечают свои юбилеи по 20 и 30 лет на сцене.
За четыре месяца до фестиваля стало понятно, что «Нашествие» - это очень недешевое удовольствие. Билет в фан-зону (то есть на территорию перед сценой) уже в апреле стоил три тысячи рублей без учета доставки почтой и 10-процентной наценки сайта, на котором он продавался. Плюс необходимо было приобрести билет для палатки. Мне до сих пор сложно понять логику организаторов, которые продавали квадратный метр тверской земли за 1800. Желание заработать много денег — да, понятно, а вот логика — все равно нет. В итоге со всеми накрутками возможность попасть на территорию фестиваля обошлась почти в шесть тысяч рублей, что является средней стоимостью билета для участника. Желавшие получить больше комфорта могли купить вип-пригласительный и супер-вип, который, кстати, стоил 70 тысяч рублей.
Еще до того, как я попала на «Нашествие», стал очевиден один из минусов фестиваля для жителей зауральских регионов вообще и для жителей Коми в частности. Уж слишком далеко находится место его проведения, что естественным образом влияет на толщину кошелька и длительность путешествия. К примеру, у меня было два варианта — доехать до Москвы или Питера и уже оттуда добираться непосредственно к месту. Да, дорога от северной столицы до Твери заняла всего пять часов на поезде, затем нужно было переждать ночь и отправляться автобусом в Большое Завидово. Но если до этого ты еще двое суток трясся в поезде до Петербурга, то дело приобретало совершенно иной колер. Впрочем, все неудобства забылись сразу по приезду — мечта была совсем рядом.
День первый
Первое, с чем вы сталкиваетесь на поле — это несколько рядов охранных кордонов. Да, на «Нашествии» в плане безопасности все очень сурово и это очень обнадеживало. Во-первых, везде, в любое время суток, при любом количестве людей из поля зрения никогда не пропадают сотрудники ОМОНа, полиции или МЧС. Их много, они с собаками и держатся на почтительном расстоянии, но если что, в миг окажутся рядом. Во-вторых, проносить на фестиваль нельзя практически все: начиная от пилок для ногтей и заканчивая заостренными колышками для палаток — нет правильных, закругленных, будь добр, выйди. На КПП на входе каждую сумку проверяют, но нужно отметить, что не всех досматривают одинаково. Мою палатку разве что прямо на посту не поставили, а вот на сумку с одеждой, маникюрными ножницами и бритвой посмотрели без особого любопытства. Остальным везло в меньшей или большей степени.
Получив на руки соответствующего цвета браслет, который обеспечивал нам беспрепятственное пребывание в фан-зоне, мы пошли ставить палатки. Палаточный лагерь на фестивале общий для обладателей как обычных, так и фан-билетов, а вот випы жили в специально огороженном месте. Супер-випов по желанию доставляли в находящуюся неподалеку гостиницу. Палатки можно было устанавливать в любом месте поля, но почему-то большая часть прибывших днем 5 июля предпочитала селиться около туалетов и проходных дорожек, что означало постоянную муку неприятными запахами и ни минуты тишины. Мы разбили лагерь как можно дальше от всего этого мракобесия, установив, как и многие, рядом с палаткой флаг. Это, кстати, почти обязательное условие. Так проще найти свое жилище в условиях того, что ландшафт все время меняется: ты можешь поселиться практически на пустой территории и отметить для себя какие-то подсказки, но через полчаса приезжают еще люди и, вернувшись, ты просто не узнаешь своего места. Но даже с флагом я умудрилась заблудиться и полтора часа бродила среди палаток, так как в сумерках все стяги одинаковые.
На самом деле поначалу «Нашествие» мне решительно не нравилось. Погоды стояли мучительные — жара была страшная, до плюс 35 градусов, тени в чистом поле, разумеется, нет, ее нужно было создавать самостоятельно подручными средствами. Не совсем ясно было, где брать воду. Хотя некоторое время спустя локация определилась без труда — по огромной очереди. Ошарашили цены на еду, напитки и алкоголь. Например, тарелка плова стоила 300 рублей, 0,5 литра минералки — 200, полтора литра пива — 250, рожок мороженого — 150. Ну и вершина жадности при ценообразовании обнаружилась в той самой очереди за водой — 150 рублей за пять литров (в день на компанию из шести человек уходило примерно по пять-шесть бутылей). Для сравнения, в магазине такая стоит около 60 рублей. Я уточню, что пронос любой жидкости на поле был запрещен. Самое смешное, что организаторы упорно называли площадку, где продавали воду, социальной.
Что касается расположения зрителей перед главной сценой (их было две, вторая — альтернативная - стояла на другом конце поля, там выступали коллективы, играющие менее форматную для «НАШЕго Радио» музыку), то тут тоже все было совсем не демократично, несмотря на немалую стоимость даже самых дешевых билетов. Фан-зона располагалась прямо перед сценой, по бокам за ограждением находилась вип-зона с сидениями, как на стадионе. А вот остальные находились далеко от сцены и довольствовались изображением на экранах. Не в обиду им, но смысла приезжать ради этого за тридевять земель нет вообще никакого: не чувствуешь энергетику выступления, артиста, толпы. Все равно, что смотреть по телевизору.
Музыкальная программа первого дня начиналась не днем, как это обычно бывает, а в 18:00: организаторы предусмотрели, что не все смогут приехать рано. А вот те, кто смогли, получили возможность послушать саундчеки сразу нескольких исполнителей. Так, группа «Би-2», бывшая одним из хедлайнеров, фактически сыграла полноценный концерт, так что в положенное для выступления время я слушала все песни по второму разу. Для ярых поклонников Шуры и Левы это был настоящий подарок. Открыли же первый день гости из Украины - «Воплi Вiдоплясова». Лидер группы Олег Скрипка так лихо отплясывал на сцене, что довел толпу до состояния легкой эйфории уже к третьей песне.
Ну и одним из самых приятных моментов «Нашествия» было то, что на главной площадке в этот раз выступало много новичков, чьи песни еще не изучены до последней ноты. Например, чудесным был сет известной в Петербурге (и не только, конечно) группы «Настя». Солистка Настя Полева хоть и была несколько скованна от отсутствия привычки выступать перед такой большой аудиторией, но все же совершенно покорила публику.
Но главным событием 5 июля и вообще всего фестиваля лично для меня стал концерт группы Brainstorm. До этого дня я вообще не являлась поклонницей их творчества и знала всего несколько песен. Однако то, что происходило на сцене в течение часа, совершенно перевернуло мое представление об этих музыкантах.
Я начну издалека. Когда я беру интервью у артистов, музыкантов и вообще творческих личностей, я всегда спрашиваю: что вы чувствуете, когда выходите на сцену, поете, играете, представляете свой талант зрителю. Мне еще ни разу никто не смог объяснить всю гамму этих чувств. Видимо, это просто невозможно сделать с помощью слов, так многогранно и сложно сочинено это переживание. Но когда я смотрела на лицо солиста «Brainstorm» Ренерса Кауперса, мне ответ не требовался, я сама чувствовала что-то подобное: как будто в твое тело, как гамма-лучи, проникает невозможное счастье, тебя немного бьет дрожь и как будто приподнимает над землей. Все обостряется, становится четче, ярче, насыщеннее.
Я впервые почувствовала, что такое обмен энергией между залом и артистами. Рядом стоял весьма устрашающего вида поклонник группы «Алиса», весь в татуировках и кожаных браслетах с шипами, но и его реакция ничем не отличалась от моей: он покачивался из стороны в сторону в такт музыке и фальцетом подпевал «Чайкам на крыше». Умилительное зрелище. Музыканты и сами были впечатлены энергетикой зрителей: Ренарс так расчувствовался во время исполнения песни «На заре», что по его лицу потекли слезы.
После латышей на сцену вышли «Би-2» и при всем их профессионализме и качественно отработанной программе не чувствовалось такой душевности, какая была у Brainstorm. Завершился день выступлением группы «Браво», отмечавшей 30-летие, и отменным салютом. Вообще фейерверк заканчивал каждый день фестиваля.
День второй и третий
Остальные два дня были менее насыщенными эмоционально и вообще прошли в пограничном состоянии. Большую часть второго я физически не могла встать из-за жары, лежала под тентом и периодически проваливалась в обмороки. Как сказали постоянные участники, такой погоды на фестивале не было никогда. Мимо меня прошли показательные выступления авиагруппы «Соколов», высший пилотаж от «Беркутов» и армейские марш-броски в лесу. Военных на «Нашествии», кстати, было очень много — от оркестра курсантов, выступавшего каждый день на сцене и срывавшего настоящую бурю аплодисментов, до выставки бронированной техники.
По-настоящему жизнь начиналась только после 17:00, когда зной спадал и можно было без проблем стоять у сцены и слушать любимую музыку. Организаторы подошли к выбору музыкантов со всем тщанием, и друг за другом выступали «Чайф», «Чиж», «Ночные Снайперы», «Пикник», «Ария», «КиШ», отдельно Князь (Андрей Князев — фронтмен группы «Княzzz» - «КомиОнлайн») и множество других достойных групп.
Второй день закрывал «Секрет», музыканты которого уже лет 15 как не играют вместе, но ради юбилея «НАШЕго Радио» и своего собственного решили тряхнуть стариной. Их пенсионный возраст и убеленная сединами мудрости и стали основным лейтмотивом шуточек от Николая Фоменко и Максима Леонидова. Было жизнеутверждающе.
К третьему дню мне нужно было взять себя в руки и настроиться на затяжную борьбу с нежеланием организма двигаться. В этот день выступала моя любимая группа «Сурганова и Оркестр», ради которой я, собственно, и поехала на «Нашествие». И тут небеса сжалились — жара спала и, о боже, дул прохладный ветерок. Это хоть и помогло, но все равно, чтобы подобраться ближе к сцене, пришлось на три часа раньше подойти к площадке, а, значит, все равно равномерно обжариться со всех сторон. Ожидать выхода Светланы Сургановой было очень приятно: во-первых, это волнительно, как перед первым свиданием, во-вторых, выступали отличные группы - «Ундервуд», «После 11», «Мельница».
Только с последней получилась накладка, которая надолго испортила настроение зрителям и даже настроила их против организаторов. Когда Хелависа допевала свою последнюю песню, ей отключили микрофон и объявили о начале показательных выступлений вертолетов. Певица сначала не поняла, что произошло, и продолжала петь, а когда стало ясно, в чем заминка, она все-таки завершила песню — ее неистово поддерживала публика. Почему нельзя было отсрочить полеты еще на пять минут, так и осталось неясным.
И вот вышла Сурганова. Довольно сложно описать чувства, которые я испытала, все-таки у меня никак не получалось попасть на ее концерт в течение нескольких лет. И тем обиднее было, когда стало понятно, что певица не в форме — она отрабатывала, а не пела. Не было всегдашней ее открытости, искренности, гармоничности, которые ощущаются даже во время просмотра видеозаписей. Это вполне объяснимо: коллектив недавно полностью выложился на концерте в Кремле, а за день до фестиваля отыграл в клубе «16 тонн». Но все равно иррационально было очень неуютно — столько ждать, а кусочек драйва заметить только в последней песне. Остальные группы я смотреть не стала - расстроилась.
Провожало «Нашествие» сильнейшим ливнем, таким, что насквозь вымокла не только одежда на теле, но и все вещи в сумке, а также, к сожалению, билет до Сыктывкара. Зато в автобусе мы ехали весело: под хриплые песни в исполнении не отказывавших себе в алкоголе поклонников «Арии».
Можно, но сложно
Несмотря на все сложности и трудности фестиваля — невыносимую погоду, отсутствие санитарных условий, огромное количество пьяных, дороговизна еды и воды — я ни на секунду не пожалела, что съездила. Но не думаю, что повторю это. Замечательно, когда ты можешь послушать вживую несколько десятков любимых исполнителей, но уже к концу второго дня ты пресыщаешься этим: нет тех эмоций, которые ты бы ощутил на отдельном концерте каждого из них.
Отлично, что вокруг много новых людей, с которыми интересно пообщаться, но очень напрягает, когда они, напившись, ведут себя, как обезумевшие свиньи. Ну и последний аргумент — это очень дорого, общая сумма затрат — около 20 тысяч рублей. «Нашествие» действительно стало для меня главным приключением лета, как того и обещали организаторы, но его нужно было именно пережить, перетерпеть и выстоять, что довольно странное условие для отдыхающего человека.
Фото: Катерина Клепиковская, страничка «НАШЕго Радио в «ВКонтакте», видео: Катерина Клепиковская
Комментарии