Площадка у памятника «Скорбящий воин». На скамеечке в полном одиночестве сидит старик в костюме и голубом берете и держит в дрожащих руках гвоздику. Он погружен в себя и никак не реагирует на поминутно раздающиеся крики, только иногда отворачивается от наставляющих на него камеры фотографов.
Это, пожалуй, единственный островок на этой площадке, где ничего не происходит: просто сидит пожилой мужчина и думает о своем. Вокруг же броуновское движение. Сине-полосатые люди в ожидании начала церемонии беспрестанно обнимаются, передают друг другу цветы и флаги, обхватывают ручищами детей и подруг, смеются и фотографируются. Полное ощущение, что собралось некое братство, где факт знакомства или незнакомства не играет никакой роли — свои же вокруг.
Звучит командный возглас «Все подходим к памятнику!», через минуту возле него выстраивается полукруг одинаково брутальных мужчин. К микрофону выходит вице-спикер Госсовета Коми Станислав Хахалкин, давно занимающийся делами афганцев. Он говорит об элитности войск ВДВ, рассказывает, как важно помнить об их заслугах во время боевых действий и какой гордостью они являются для всех вооруженных сил России. Толпа отвечала ему троекратным «ура». Дали слово ветерану Великой Отечественной войны. «Тяжело было на фронте, нас куда только не забрасывали. Но служили и подвиги совершали», - сказал он, его речь слушали внимательно и с подчеркнутым уважением. «Ура отцу!» - послышался не совсем трезвый рык из толпы, и последние слова ветерана заглохли во всеобщем реве.
После минуты молчания возложили цветы к подножию «Скорбящего воина», матери поглаживали бронзовые ботинки солдата и утирали слезы. Огромный парень в татуировках снял берет, перекрестился и поклонился в пояс, окружающие смотрели на него с уважением и согласно кивали. Через несколько минут после общего фотографирования площадка опустела — десантники отправились к машинам и автобусам, чтобы ехать в Корткерос, где последние пять лет проходят основные торжества.
На поле многолюдно: основная часть празднующих расположилась у сцены, остальные кучкуются у торговых палаток и под тентами. «Заканчиваем прожевывать и собираемся», - внушительно произносит какой-то военный, и народу у концертной площадки сразу прибывает. Они приветствуют вышедшего сказать вступительное слово главу Коми Вячеслава Гайзера - праздник официально начался.
«Десантники всегда были впереди - и в бою, и на службе, и в мирное время. В нашей республике еще 13 лет назад ветераны ВДВ стали первыми, кто начал организованно отмечать свой профессиональный праздник. Сегодня на вас равняются представители других родов войск, и это еще раз подтверждает, что воздушно-десантные войска были, есть и остаются одними из наиболее мобильных и эффективных воинских подразделений», - обратился глава к десантникам.
«Базара нет!» - прозвучало в ответ, и все засмеялись, только какой-то пожилой мужчина неодобрительно покачал головой, недовольный возгласом.
На самом деле в Корткеросе все было до боли традиционно — випы пробовали материнские пироги, обходили территорию, где им демонстрировали аэропланы и еще какие-то летательные аппараты, наблюдали за упражнениями будущих десантников, общались с героями дня. Сами виновники торжества мало обращали на это внимание: они вспоминали армейские будни, оценивали, как приземлился тот или иной парашютист, выпивали.
Кстати, манера употреблять алкоголь у вэдэвэшников отличалась разнообразием: кто-то чинно и с достоинством ставил бутылку водки на стол, обстоятельно ее откупоривал, наливал в рюмку и, крякнув, медленно выпивал, кто-то спешил, махом опрокидывая стопку и сразу же наливая вторую.
Для войск дяди Васи придумали множество игрищ и забав. Помимо того что на сцене постоянно пели подходящие к случаю песни, на основной территории было разбито несколько пунктов, где можно было покидать гири и ножи, пострелять из пневматики или потянуть «Газель». Поначалу они не пользовались большой популярностью — все ели и пили, но потом количество желающих различными способами посоревноваться стало возрастать. У стола для армрестлинга стояло двое сцепившихся руками десантников. Они пристально смотрели друг другу в уже несколько осоловелые глаза, боролись и не замечали ничего вокруг. Только закончив раунд, они обменялись несколькими репликами.
Атмосфера в Корткеросе становилась все более брутальной, но при этом не напряженной. Вэдэвэшники всячески демонстрировали свои физические возможности и гусарскую удаль, но грань не переходили, вели себя аккуратно и беззлобно. Но, возможно, сказывалось то, что на часах было около 13:30.
Завершится же праздник в 20:00. Участников организованно вывезут на автобусах в город, где они смогут продолжить веселье. Есть даже вероятность, что это действие пройдет без эксцессов — на улицах ощутимо увеличилось количество полицейских.
Комментарии