Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Вторник, 6 Август 2013, 16:24 389 0

Банковские истории жителей Коми: от боязни «кредиток» до кредитов на Кипре

Жители Коми продолжают подписывать договоры, не читая их, брать кредиты под 60 процентов годовых, позволяют уговаривать себя и оформляют кредитные карты, с которыми потом не знают, что делать. Эти люди и обратились за консультациями в общественную приемную главы Коми 6 августа.

Предваряя град вопросов, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Коми Ольга Акулова рассказала, что долгое время была проблема с низкой квалификацией сотрудников, работающих в банках. И на вопросы граждан об условиях кредитования специалисты либо молчали, либо откровенно призвались, что не знают их до конца. И неправильные консультации приводили к тому, что люди соглашались на предложенные условия. Конечно, многие потребители стали грамотнее, опытнее, но проблема никуда не исчезла. Это подтверждает и тот факт, что если раньше граждане писали жалобы на банк, то теперь жалуются на конкретного работника, указывая его фамилию и имя – что он озвучил не ту информацию, которая есть. Чаще всего это касается страхования жизни и здоровья при оформлении кредитного договора (при наличии страховки ставка снижается).

Первая из дозвонившихся задала почти философский вопрос – когда российское государство возьмется за коммерческие банки. Ее история была интересной и столь же поучительной. Два года назад ее сын взял кредит в «Русьбанке» на покупку машины: 150 тысяч рублей на автомобиль и 30 тысяч на страховку. Ежемесячно семья выплачивала по 5560 рублей. Недавно они решили погасить кредит, но оказалось, что за это время они погасили только 30 тысяч основного долга (заплатив более 130 тысяч) и остались еще должны 150 тысяч. «Я в ужасе. Когда я узнала, что у нас 30 тысяч на счету… Это невозможно. Как можно, чтобы они такими способами выколачивали деньги из людей? И государство это совершенно спокойно принимает. Людей раздевают, обрекают на отчаяние», - возмущалась она. Но в беседе с заместителем начальника отдела Национального банка Коми Максимом Мишуровым выяснилось, что во время заключения договора ее сын не стал вникать в подробности, как будет погашаться кредит. Претензии к банку у женщины переросли в претензии к государственной системе, где допускаются такие «драконовские условия». По ее словам, надо установить хоть какие-то рамки, принять законы, регулирующие соотношение долга и процентов по нему.

Работник ижемской общественной приемной от лица одного из жителя передала такую историю: семья взяла ипотеку в сентябре 2010 года под 13,75 процента, сейчас же ставки ниже, поэтому возможно ли добиться снижения ставки по действующему договору? По словам начальника отдела Коми отделения №8617 ОАО «Сбербанк России» Александра Белякова, Сбербанк иногда принимает такие решения на уровне центрального аппарата. Но для этого надо обратиться с заявлением в тот филиал, где был оформлен кредит. После рассмотрения на комитете или в централизованном порядке будет принято решение. Практика такая существует, и банк снижает ставки до действующих на данный момент.

Еще одну историю рассказала О.Акулова. Одна женщина воспользовалась кредитной картой, но через месяц кредит погасила. Ей по телефону сообщили, какую сумма она должна была внести с учетом процентов, но спустя год ей предъявили задолженность. Оказалось, банк взял комиссию за внесение наличных средств в счет погашения кредита, а сам платеж провел спустя 24 дня. Поэтому представитель Роспотребнадзора посоветовала общаться с банками только письменно – требовать письменное подтверждение, что внесена сумма, что долг погашен, что у банка нет претензий к клиенту, что договор расторгнут.

Все больше жителей Коми начинают пользоваться кредитными картами. Некоторые специально их оформляют в банках, но другим они достаются весьма просто – например, достают из почтового ящика. Но узнать, какие условия их пользования, не так просто – информации в письме недостаточно, в call-центре банка могут преднамеренно не рассказать какие-нибудь подробности. «Это эйфория от получения легких денег. Как будто люди чувствуют, что эти деньги легко достались и их не надо возвращать. Зачастую никто не смотрит на условия», - рассказала директор регионального общественного учреждения по защите прав потребителей «Доверие» Наталья Пономарева.

Что делать с кредитной картой, если не хочется ей пользоваться, спросили несколько человек, кое-кто даже предположил, что можно их разрезать ножницами. Банкиры посоветовали в любом случае обратиться в кредитную организацию, так как условия бывают разные: возможно, какие-то банки берут деньги за обслуживание «кредитки» (в этом случае уничтожение не использованной ни разу карты не прекращает договорных отношений между потребителем и организацией).

Из Усинска было несколько вопросов, первый из которых поставил экспертов в тупик: будут ли когда-нибудь в России страховать кредитные обязательства при пользовании кредитной картой. Звонившая описала ситуацию, когда женщина набрала кредиты, умерла, а теперь по ним расплачиваются ее родственники, которые не являются платежеспособными. Тем не менее, в Сбербанке уже рассматривают такую возможность – страхование жизни владельца кредитной карты. Сейчас же это можно сделать, добровольно обратившись в страховую компанию и закрыть возможные риски на определенную сумму.

Второй вопрос касался максимума процентов по кредитам. Оказалось, что в России размеры не отрегулированы – банки имеют право устанавливать любые ставки.

Позвонившая на прямую линию Наталья заявила, что ее просроченный кредит переуступили кипрскому банку. «Я согласна заплатить, но не буду платить на Кипр, потом концы не найду», - сказала она. Чем закончится эта история, неизвестно – женщину пригласили на личный прием в Роспотребнадзор.

Обратившимся за помощью в очередной раз рассказали, что банки не имеют права в одностороннем порядке менять процентную ставку по кредиту, прописанную в договоре. Также они не могут вводить штрафы за досрочное погашение взятого кредита или запрещать заемщику погашать не оговоренную в графике сумму, а большую.

Одна из жительниц Коми в прошлом году заплатила 800 рублей за получение своей кредитной истории и интересовалась, имел ли банк требовать с нее деньги за эту услугу. Как рассказал М.Мишуров, по закону потребитель имеет право один раз в год бесплатно получить информацию, где хранится его кредитная история. Однако для того, чтобы узнать, в каком бюро она хранится, необходимо запросить информацию из центрального бюро. Это можно сделать несколькими способами и не обязательно через банк (который, естественно, берет плату за свои услуги): например, через сервис на сайте Центробанка. 

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Реклама


Реклама