Школы Коми теряют педагогов-мужчин и молодых специалистов, перекладывая обучение и воспитание учеников на плечи учителей-пенсионеров.
Как рассказали «КомиОнлайну» в министерстве образования и высшей школы республики, за три последних учебных года общая численность педагогических работников сократилась на 1021 человек, в том числе в сельских школах — на 405 человек. Это связано с неблагоприятной демографической ситуацией: 1990-е годы отмечены серьезным падением рождаемости, что привело к сокращению количества учащихся, а, соответственно, и педагогов. Ежегодно из школ региона уходят в среднем 1000 учителей. В то же время, работать в школы каждый год приходят порядка 550 педагогов со стажем. На начало 2006-2007 учебного года в учебных заведениях республики преподавало 10,2 тысячи учителей.
Одной из негативных тенденций последних лет является все возрастающая феминизация педагогических кадров. Сейчас женщин-педагогов в школах региона почти 90 процентов. Женщины все чаще стали занимать и высшие управленческие должности: среди всех директоров общеобразовательных заведений 86,2 процента — представители слабой половины человечества. По мнению заместителя директора института педагогического образования при Сыктывкарском госуниверситете Виктории Святопольской, в феминизации педколлективов больше минусов, чем плюсов, она затрагивает одну из важных составляющих учебного процесса — воспитание. «Школьники — как девочки, так и мальчики — в равной мере должны воспринимать идеи, взгляды, мнения как женщин, так и мужчин-педагогов. Отсутствие такого «равноправия» может сказаться в будущем при принятии каких-либо решений, выборе стандартов поведения», — считает специалист.
Еще один минус феминизации — хромающая дисциплина школьников. «Женщины более мягкие, воспринимаются школьниками как мамы, которые могут простить, посочувствовать. Мужчины строже подходят к разрешению конфликтов, отмечено, что конфликтных ситуаций среди учеников под руководством педагога-мужчины несколько меньше», — рассказала педагог.
По мнению специалистов министерства, отток педагогов-мужчин из школ происходит, прежде всего, из-за низких зарплат, хотя за последние три года она возросла вдвое: если в 2003 году педагог в Коми в среднем зарабатывал 4,5 тысячи рублей в месяц, то в первом квартале этого года — уже 10,9 тысячи.
Кроме того, как говорят педагоги, раньше стимулом для молодых людей пойти работать в сельские школы была предоставляемая в таком случае отсрочка от армии. Городские жители пользовались этим и преподавали в школах близлежащих поселков и деревень. После отмены отсрочки молодым мужчинам вообще нет никакого резона работать в школе, да еще и на селе.
Также очевидна тенденция старения педагогических кадров. Если три года назад в школах преподавало лишь 24 процента учителей пенсионного возраста, то сейчас они составляют треть всех педагогов. В школах работают только 8 процентов молодых специалистов (в последние три года в школы приходили работать после окончания вуза в среднем по 139 человек), почти столько же имеют стаж от 5 до 10 лет.
«Старение» педагогических кадров директор средней школы №26 Сыктывкара Надежда Алексеевич объясняет тремя причинами. «За последние годы серьезно упал престиж профессии и авторитет самого учителя. Не малую роль в этом сыграли средства массовой информации, особенно ток-шоу, где ведущие поверхностно поднимают и обсуждают вопросы, не вдаваясь в суть», — рассказала она. По ее словам, если раньше авторитет учителя был беспрекословен как для школьника, так и для его родителей, то сейчас родители, практически списав на педагогов воспитательные функции и следуя волне демократизации всех сфер жизни, часто их критикуют. Такое отношение к учителям перенимают и сами дети.
«Кроме того, молодые специалисты не идут работать в школу из-за низких зарплат. А если и приходят, то чтобы получать достойную зарплату, им приходится брать на себя дополнительные часы, работать больше, чем на ставку. Не всегда это имеет положительный эффект — из педагога вырастает «урокодатель», — добавила директор. Учителя-пенсионеры, со своей стороны, не стремятся выйти на заслуженный отдых из-за низких пенсий. «Я 40 лет проработала в школе, шесть последних лет в качестве директора, до этого была завучем, и моя пенсия сейчас составляет 4,6 тысячи. Сами посудите, как можно прожить на эти деньги?» — спросила Н.Алексеевич.
«После окончания вуза передо мной встала проблема поиска работы, а так как у меня было педагогическое образование, первое, куда я обратился, — была школа, — рассказал в беседе с корреспондентом «КомиОнлайна» сыктывкарец Кирилл. — Я был в нескольких школах Сыктывкара, съездил в пару районов. Как молодому специалисту мне предлагали надбавку к зарплате, хотя последняя была по минимуму: меня брали только на восьмой разряд ЕТС, через пару лет обещали девятый». По его словам, молодому педагогу в школу идти бессмысленно: небольшая зарплата начинающего учителя не покрывает даже всех моральных затрат на подготовку к урокам и ведение самих уроков. В сельских школах на учителя-предметника могут повесить все классы, от пятого до одиннадцатого, а также навязать классное руководство. «За все это обещали около пяти тысяч рублей, естественно, я отказался и сейчас работаю совершенно по другой специальности», — добавил он.
Уменьшение общего числа учащихся, тем не менее, отчасти благоприятно сказалось на дефиците педагогических работников: с сокращением количества классов, сократилась и нагрузка на учителей. В итоге за последние три года количество вакантных мест по педагогическим специальностям сократилось со 136 до 111. Однако проблема актуальна до сих пор, несмотря на то, что ежегодно вузы и ссузы республики выпускают специалистов, которые могут «закрыть» дефицит. Сейчас школы региона особенно остро нуждаются в учителях по иностранному языку (37 педагогов), музыке, трудовому обучению, истории и информатике. Наибольшее число вакантных мест имеется в Троицко-Печорском, Усть-Куломском, Усть-Цилемском районах и Ухте.
Комментарии