Приехать на Михайловский кордон во время недавнего интервью пригласила кинолог республиканского охотобщества Наталья Карху, чтобы мы своими глазами увидели, в каких условиях содержатся дикие звери, которых используют для поддержания рабочих качеств собак.
Добраться до кордона не так легко. Доехав до поселка Краснозатонский, нужно свернуть на грунтовую дорогу и еще долго трястись по ухабам, рискуя увязнуть в грязи. Кордон находится на берегу реки Лемью и огорожен двухметровым забором. На территории — дома для участников испытаний и экспертов, баня, вольеры для животных.
Время визита было выбрано не случайно. В первые выходные октября на кордоне по традиции проводится выводка молодняка, в ходе которой щенки могут получить оценку экстерьера.
В эти же дни на кордоне проводились полевые испытания по медведю, барсуку и кабану. Испытания охотничьих собак по различным видам животных проводятся с целью проверки их рабочих качеств, а в конечном счете - для подбора потенциальных производителей. На испытаниях оцениваются отношение к зверю, смелость, настойчивость, ловкость, голос и другие качества.
К моменту нашего приезда на лесной поляне уже проходили испытания по подсадному медведю. На площадку одну за другой выводили молодых неопытных лаек, которые бегали вокруг животного и прерывисто лаяли, не понимая, чего от них ждет эксперт. Одну из собак гораздо больше заинтересовал наш фотограф, чем сидевший на цепи дикий зверь. Немолодая медведица Кира на собак реагировала вяло. Было видно, что к подобным гостям она уже привыкла.
«Медведица живет у нас семь лет. Нашли ее совсем маленькой в лесу, с ранами на передней лапе и груди. С миски она не ела и совсем ослабла от голода. Я сварила манную кашу с медом и через решетку клетки попыталась кормить с ложки. Кира выбила ложку из рук, и каша попала ей на лапу. Она понюхала, слизнула, подошла ближе, села как человек, вытянула губы и стала вылизывать еду с ложки. Так мы кормили ее неделю, потом она выправилась и выросла большой и красивой. Маленький медвежонок — как ребенок, даже плачет также. Не описать словами, какое это нежное и трогательное животное в раннем возрасте», - рассказала Н.Карху.
Судьба предшественницы Киры — медведицы Машки - сложилась печально. Она умудрилась выбраться из вольера, добралась до дачного поселка Лемью, напугала жителей и была застрелена милиционерами.
Параллельно с испытаниями лаек на станции происходила притравка норных собак на барсука. Цель притравки — развить у такс и терьеров врожденные качества и подготовить их для охоты. Притравка происходит на искусственной норе. Это особой конфигурации сооружение, состоящее из труб, перепадов высот, расширений, называемых котлами, где происходят основные баталии зверя с собакой. На Михайловском кордоне нору построили в 2009 году.
Чтобы собака научилась брать след и преследовать добычу, в нору запускают барсука, а следом — собаку. Как только она находит отсек с барсуком, начинает его облаивать. Это является сигналом для охотника: добыча найдена.
«Притравка — достаточно жестокая вещь для постороннего наблюдателя, но это жизнь. Борьба происходит на равных либо с перевесом в сторону зверя. Барсук тяжелее собаки в два-три раза. От барсука собаки иногда получают такие травмы, после которых приходится обращаться в ветклинику», - сказала Н.Карху. В подтверждение ее слов мы стали свидетелями того, как упитанный барсук дал жестокий отпор молодому фокстереру.
Также практикуется бесконтактный вариант притравки, когда между собакой и зверем находится заслонка с отверстиями — шибер.
Кроме барсуков для работы на искусственной норе используют лиса, однако в день нашего приезда лис отдыхал, так что увидеть его не получилось.
Есть на кордоне и маленькое стадо кабанов — самец и две самки. Вольер, в котором проводятся испытания по кабану, занимает четыре гектара, так что стать свидетелем работы собаки и зверя удается далеко не каждому посетителю.
На станции содержат и разводят подсадных уток. По весне их берут в аренду любители пострелять в водоплавающую дичь. Привязанная на водоеме утка кряканьем подманивает под выстрел сородичей. Бывает, подсадные утки сами гибнут от выстрелов охотников. Поэтому егеря выдают птиц в аренду под залог.
Для тех, кто хочет отработать навыки стрельбы по летящим целям, на кордоне работает стрельбище. На территории стрелковой площадки установлены метательные машинки, которые раскидывают тарелочки справа и слева от охотника.
Фото Евгения Жакова
Комментарии
Добрый день а как дозвонится на пардон и узнать насчет при травки описано место и все мужа неможет каждый раз ездить в Сыктывкаре и узнавать когда при травка по зверю