Получить загранпаспорт не так сложно, как это принято считать — больше нервов можно потратить во время переоформления обычного российского паспорта, особенно при случайной потере или краже, или какой-нибудь важной бумажки на компенсацию за детсад. Тем не менее, в очередной раз сталкиваясь с неповоротливой бюрократической системой, невольно настраиваешься на самое худшее.
Вспоминая рассказы знакомых и коллег о том, как они «пролетели» с получением загранпаспорта, пытаясь его оформить за несколько дней до выезда за границу, я решил перестраховаться и подготовить все необходимые справки и выписки задолго до предполагаемого отпуска.
Лучше всего заранее выяснить, какие бумаги и справки потребуются, чтобы не ходить в ОВИР несколько раз. Стандартный набор документов включает в себя заявление на двух бланках (они продаются в некоторых типографиях за 3,5 рубля), три цветные фотографии специального образца (четыре фото стоят 80 рублей), копию или саму квитанцию об оплате специальной пошлины в 400 рублей. Мне пришлось также заручиться доверием сыктывкарского военкомата: для мужчин до 27 лет обязательна справка из этого органа. Чтобы ее получить, мне пришлось сначала встать на воинский учет в паспортном столе по месту жительства и уже после этого требовать справку в самом военкомате. Если семья хочет взять в путешествие несовершеннолетних детей, то нужны еще и их фотографии, копии свидетельств о рождении или паспортов. Тем, кто на данный момент не работает, нужно приложить и копию трудовой книжки с записями о предыдущих местах работы.
В заявлении-анкете я указал все места учебы и работы за последние десять лет, дотошно вписав точные адреса учреждений и организаций, занимаемые должности, надеясь, что полнота данных увеличивает мои шансы на получение заветного документа. В графе о причинах получения паспорта указал обыденное «туризм», вспоминая, как одна знакомая вписала в графу «работа», и ее потом приглашали в ФСБ на консультации, то ли пытаясь завербовать, то ли боясь потерять налогоплательщика в российскую казну. Наконец, поставив в заявлении печать отдела кадров как подтверждение того, что я не являюсь безработным, вклеив в анкеты фотографии и одну прихватив с собой, я направился в ОВИР.
Закрытая железная дверь с кодовым звонком красноречиво намекнула на неприступность заведения, а вывешенное расписание с часами приема, почему-то кардинально отличавшееся от того, которое я выписал месяц назад, только подтвердило мои подозрения, что в первый день крепость ОВИР мне никак не взять. Вышедшая женщина в жесткой форме полностью изничтожила мои порывы. «Мы сегодня не принимаем, не видите что ли расписание», — заявила она. Пришлось переписывать новый вариант графика работы, потому что заранее ничего выяснить нельзя — телефонов в ОВИРе как будто нет, словно их специально замалчивают, чтобы не отвлекать специалистов от тяжелого бумажного труда.
Как оказалось, служба работает всего четыре дня в неделю: во вторник, среду, пятницу и субботу, причем в будни с 14:00 до 18:00. Единственная возможность сдать документы на получение загранпаспорта работающему сыктывкарцу — либо прийти в выходной день, либо отпроситься с работы. Первый случай для многих предпочтительнее — об этом красноречиво говорят очереди. В будни очереди зачастую увеличивают пенсионеры, которые сдают документы за работающую молодежь. Тем не менее, бывает, что удача кому-то улыбнется, и будущий путешественник проведет в ОВИРе несколько минут, хотя, как правило, в очереди предстоит отстоять от 30 минут до нескольких часов.
Вторая попытка сдать документы на получение загранпаспорта была более удачной. Передо мной оказалось всего пять человек, не считая тех, кто «на минутку отошел» вклеить фото, присел на диванчик, зорко сторожа свое место в очереди из «мягкого окопа». Как оказалось, в приемное окошко стоят не только за загранпаспортами, но и за временной регистрацией или видом на жительство для приезжих иностранцев.
Удача точно была на моей стороне, когда девушка-приемщица документов давала от ворот поворот тем, кто стоял передо мной. «У вас нет справки из военкомата», — сказала она одному. «Нужны свидетельства детей», — уже другому. От одной девушки потребовала копию диплома, другой даме отказала в приеме документов без визы начальника, который в этот день, естественно не принимал. Затормозила очередь только на двух уроженцах Кавказа — объемные папки справок внушали уважение и мимолетную жалость к их кропотливому труду по сбору всех документов. А то, что специалист приняла их заявления и все остальное, только подтвердило мое предположение, что южане не первый раз приходили в ОВИР. Таким образом, до меня дошла очередь всего за 20-25 минут, даже несмотря на то, что специалист постоянно отвлекалась на разговоры с коллегой, начальником, куда-то выходила, перезаписывала данные в три-четыре амбарные книги. Молча прочитав мои анкеты, сверив данные с российским паспортом, закрепив все мои документы скрепкой и положив их в стопку, она повернулась ко мне и сказала: «Следующий!» «То есть все правильно? — искренне удивился я. — И когда можно прийти за готовым паспортом?». Она ответила, что ровно через месяц. Мне вспомнилась история, когда знакомый в прошлом году явился в назначенный день, отстоял очередь (летом они немаленькие), а паспорт оказался не готов. Потом он умудрялся даже дозваниваться до ОВИРа, а в ответ его постоянно «кормили завтраками», в итоге загранпаспорт ему вручили с опозданием в неделю.
Но мне повезло: ровно через месяц я получил документ, удостоверяющий личность, где моя фамилия пишется не по-русски.
Комментарии