Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Четверг, 3 Август 2006, 09:50 1088 0

Обзор web-ресурсов Коми

В обзоре приводится общая характеристика интернет-ресурсов, имеющих отношение к Коми, определяются тенденции и перспективы развития web-индустрии в республике.

Перспективность интернета как информационного носителя давно очевидна: возможности доступа к сети увеличиваются, объем пользователей, как и количество web-сайтов, в стране ежегодно растет.

По данным «Регионального Сетевого Информационного Центра» (RU-CENTER), доля Коми от общего числа доменов, зарегистрированных в реестре домена RU в России, на 1 июля составляет 0,14 процентов. Среди других регионов Северо-Запада республика занимает пятое место и делит его с Новгородской областью. Лидирующая позиция у Калиниградской области — 0,37 процентов, за ней идут Ленинградская область — 0,29; Архангельская — 0,23; Мурманская и Вологодская — по 0,22 процента. Вместе с тем Коми опережает Псковскую область, доля которой составляет 0,13 процента, Карелию с 0,11 процентами. Последнее место — у Ненецкого автономного округа, его доля — менее 0,01.

По сравнению с прошлым годом Коми стала гораздо активнее в плане развития интернет-ресурсов. Число зарегистрированных доменов на начало июля по сравнению с предыдущим месяцем выросло на 4,15 процента. По динамике регистрации адресов в Интернете республика обгоняет большинство Северо-Западных регионов: Архангельскую область (там прирост составляет 3,73 процента), Вологодскую область (3,47) Ленинградскую область (3,27), Мурманскую и Калининградскую области (2,83 и 2,87). Далеко вперед вырвалась Новгородская область, где доля прироста составила 11,81 процента.

Анализ основных категорий сайтов — официальных, информационных, развлекательных, персональных — показывает, что не всегда четко продумывается структура ресурса, даже при удачном информационном наполнении. Несмотря на то, что в целом качество web-ресурсов республики отстает от уровня федерального, в Коми есть явно перспективные и интересные проекты. Специалисты считают, что универсальных концепций привлекательности и успеха интернет-сайтов нет. По словам коммерческого директора информационного агентства «Север» Федора Овчинникова, все зависит от таланта и умений разработчиков. Наиболее удачные проекты в Коми, на его взгляд, — Sykt.Ru, Комиинформ, «Финансы Коми», сайты агентства «Север», Ижемского района, компании «Сосновый берег», портал ПоКоми.Ru.

По мнению руководителя ряда республиканских медиа-структур Павла Кочанова, в ближайшем будущем успех ждет специализированные интернет-сайты, где можно будет получить максимально полную новостную информацию, причем местный контент дополнят новости российские и мировые; где будут доступны практически любой сервис и возможности интерактивного общения. В общем, такие сайты объединят в себе все, что нужно жителю Коми. Такие порталы уже появляются и активно развиваются в республике, указал собеседник «КомиОнлайна».

Официальные интернет-ресурсы  — сервер Республики Коми, сайты администраций городов — характеризует достаточно сдержанный и лаконичный дизайн. Как правило, главную страницу украшает символика республики и города — флаг и гербы, к ним нередко добавлены изображения географических карт района или пейзажи с коми природой. В плане содержания официальные сайты в целом также друг другу подобны: это информация о деятельности и структуре администрации, новости о решениях совета города, совещаниях руководителей городских служб и комиссий. Разделы на таких сайтах обычно одинаковы: Экономика, Социальная сфера, Общество и т.п. Информация подается, что называется, «сухим языком статистики» — цифры, факты, хронология. Новости, в основном, обновляются регулярно, среди них встречаются и материалы, не только официального характера, как, например, на сайтах Удорского, и Ижемского районов. Такие ресурсы как официальный сервер Коми, сайт Госсовета региона содержат аналитические материалы и обзоры (например, обзор писем и обращений граждан). На всех официальных сайтах представлен богатый фотоматериал.

«Полуофициальными» можно назвать странички информационного портала www.komi.com, посвященные районам республики — Койгородскому, Сысольскому, Сыктывдинскому. Надо заметить, что эти сайты выполнены в одном стиле, и, по всей видимости, на эксклюзив в оформлении не претендуют. При этом обновляются они довольно редко: так, например, на странице Сыктывдинского района главой администрации до сих пор назван М.Бажуков, тогда как известно, что таковым избран Артур Рудольф, а некоторые разделы и вовсе нерабочие. Сайты содержат общую информацию о том или ином районе, его истории, производстве, администрации, фотографии.

Разнообразие в дизайне и содержании демонстрируют информационно-развлекательные сайты разных городов и районов республики. При этом одни рассчитаны исключительно на молодежь, другие же достаточно универсальны. В качестве примера молодежного сайта можно привести вуктыльский. Помимо истории города, основных новостей, информации о самом интернет-ресурсе и его обновлениях есть разделы «Слухи» (пользователи добавляют свои новости, часто в стиле стеба, причем достоверность их не обязательна), «Фото», «Я ищу» (знакомства), «Страница для души» (творчество), форум. Кстати, форум или чат может быть основой сайта, тогда информативность отходит на второй план, таковы сыктывкарский, сосногорский проекты.

Постоянный круг пользователей сформировался за семь лет и у информационно-развлекательного сайта Ухты «Ukhta.net». Сайт ориентирован на представление неофициальной информации о городе: новости (включая новости от посетителей), слухи, горсправка, пользовательские фото-галереи, ссылки на местные он-лайн ресурсы и данные о городских компьютерных сетях, форумы, и самый посещаемый, как утверждают создатели, чат Коми. «Сегодня «Ukhta.net» — это не только главный сайт города, предоставляющий разнообразную информацию об Ухте, это ещё и онлайн-общение, электронная почта, реклама в Интернете, разработка и сопровождение сайтов, общественных и социальных акции. Благодаря этому Ukhta.net продолжает собирать вокруг себя местную Интернет-общественность, притягивая не только молодое поколение, но и людей старшего возраста», — говорит администратор проекта VAt.

К универсальным можно отнести Усинский сайт, он более серьезен, тяготеет скорее к информационному: на главной старнице выложены основные свежие новости об Усинске всех городских и республиканских СМИ. Тут можно найти информацию об администрации, усинских компаниях, из развлечений — гороскопы, форум, чат, из полезного — довольно обширная справочная информация.

К старожилам в сети принадлежит и портал KomiNet. На сервере представлен обширный каталог и ведется рейтинг интернет-ресурсов Коми. У KomiNetа тоже сформировалось устойчивое сообщество пользователей, участвующих в форумах и чатах проекта.

Вместе с тем, по оценке VAta, сегодня в web-сообществе Коми наблюдается некоторый застой. «Появляются новые и где-то даже интересные проекты, возможно с большими перспективами, но если смотреть на состояние дел у проектов, которые существуют более 2-3 лет, то видно что дела не «идут в гору», а даже идет регресс, информация подолгу, а то и вообще не обновляется, жизнь тут теплится по инерции за счет преданных посетителей», — сказал собеседник «КомиОнлайна».

Корпоративные сайты обычно выступают в качестве оптимального варианта присутствия компании в интернете. Их назначение — решение имиджевых задач и реклама компании, поэтому на первый план таких сайтов выходят стиль и многофункциональность. Не все корпоративные сайты в Коми отвечают этим требованиям. Зачастую оформление ресурса невыразительно: так, например, не очень удачен дизайн сайта ухтинской турфирмы, учитывая особенности предлагаемых услуг. На его фоне неплохо смотрится сайт сыктывкарского турагентства с фотографией счастливых отдыхающих на главной странице. Довольно удачные ходы — обращение к посетителям директора фирмы, полезные советы туристам, раздел «Выбор тура» (нажав на вращающийся глобус, можно перейти к перечню туров и тут же забронировать понравившийся). Большинство корпоративных сайтов содержат достаточно полную информацию о компаниях и услугах, но совсем другое дело — подача и структурирование этого материала.

По мнению директора веб-студии «Атрибут» Виталия Шмелева, наиболее типичные ошибки при разработке сайтов — отсутствие взаимодействия с пользователем. «Смысл веб-дизайна — предвосхитить ожидания пользователя и предоставить максимальное удобство, а для этого нужно в первую очередь продумать структуру сайта, что не всегда имеет место быть», — отмечает он.

На сайте ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» четко и ненавязчиво обозначается кредо компании, а информация дополняется стильным, качественным дизайном и логотипами. Разработка студии Артемия Лебедева, кстати, обошлась целлюлозно-бумажному комбинату, по неофициальным данным, в 1,2 миллиона рублей. О клиентах позаботилась Торгово-транспортная компания (дилер ОАО Камаз в Коми) — заказать интересующую продукцию можно прямо с сайта. Разнообразие и привлекательность некоторым корпоративным сайтам придает дополнительная интересная или полезная информация — погода в странах (если речь идет о турфирме), условия и расчет кредита (на сайтах торговых компаний). Удачно смотрятся российские новости и обзоры СМИ, касающиеся деятельности или услуг компании, вопросы-ответы — например, на сайте аудиторской фирмы.

Информационные сайты делятся на две категории: выпускающие свои новости и использующие эти новости или информацию других СМИ. Вторых ощутимо больше, причем, помимо новостного наполнения, они включают каталоги товаров, услуг, организаций, афиши, справочную и развлекательную информацию — таков, например, портал ПоКоми. Информационный портал Республики Коми объединяет новости и материалы республиканских газет, в том числе, районных, аналитику, пресс-релизы Администрации Главы и Правительства Коми. Подборка новостей СМИ — довольно распространенный прием наполнения информационных сайтов. К примеру, на сайте холдинга «Севермедиа» выкладываются новости собственных СМИ (прессы и радио), разбитые по рубрикам. Газеты как источник информации использует и портал [komi.com] (http://www.komi.com/). Официальные новости республики можно найти на сайте агентства «Комиинформ».

Стартовал проект информагентства «КомиОнлайн», выпускающий новости на экономическую тематику, а также интересную и полезную информацию для простых пользователей. По словам директора «КомиОнлайна» Захара Волокитина, сайт KomiOnline.Ru предполагается динамично развивать. «В ближайшее время здесь будут размещены и другие полезные и интересные жителям республики проекты», — говорит З.Волокитин.

Специализированных информационных ресурсов с новостями по определенному направлению, в Коми немного — сайт агентства экономической информации «Бизнес-новости РК», выпускающего в последнее время в основном общественно-политические новости, проект «Финансы Коми», информационный портал малого бизнеса в Коми, Информационно-аналитический центр недвижимости Коми.

У персональных сайтов и страниц общих особенностей и характерных черт меньше, поскольку выполняются они в стиле «кто во что горазд», как в плане дизайна, так и в плане контента. Зачастую свой след во всемирной паутине оставляют люди творческие, здесь в пример можно привести сайт по фотоискусству Галуцкого, страница ди-джея Сергея Торлопова, сайт ухтинской группы «Даун». Посетителям предоставляется возможность скачать музыку, песни, посмотреть фотографии, оставить свои критические замечания или пожелания в гостевой книге. Неброский на первый взгляд, но достаточно оригинальный в оформлении — сайт Леонида Томова, полностью посвященный истории России и Коми. Интерес, безусловно, представляет интерактивная карта с переходом на каждый район республики с фотографиями и информацией о каждом, включая грибные и ягодные места.

Некоторые сайты на веб-просторах республики довольно сложно отнести к какой-либо категории, таковы сайт поэзии, живописи, прозы Сосногорска и Ухты с перечнем авторов и их творений, или созданный, по всей видимости для заказа словарей и полезный разве что студентам сайт преподавателя Сыктывкарского университета, страничка со шпаргалками в электронном варианте опять же для студенческой братии.

Активно развиваются в регионе и блоги — web-дневники или журналы событий. Блоги могут быть личными, как, например, один из первых интернет-дневников жителей Коми– Kost’s blog, или групповыми — turizm.vkomi.ru. В любом случае блоги публичны, доступны всем пользователям интернета, предоставляют возможность оставлять отзывы к записям и общаться. Для них характерна не только тематическая, но и некая «лингвистическая» свобода, о чем говорит появление нецензурной лексики на страницах этих сайтов. Блоггеры часто пишут о web-дизайне (часто это сами дизайнеры), интернете, музыке, литературе, и, цитируя авторов одного интернет-дневника — «обо всем, что кажется нам интересным».

Не редкость для Коми и целые системы блогов — «Комиблог» и «Высадка» со списками и рейтингами блоггеров, собственными новостями и последними обновлениями.

В целом в регионе идет тенденция к появлению и активному развитию многофункциональных сайтов, сайтов-путеводителей по услугам и товарам, сайтов-каталогов. Динамичностью и интересным дизайном они постепенно вытесняют официальные интернет-ресурсы. Постепенно на смену персональным страничкам приходят блоги, более разнообразные и привлекательные своей открытостью для пользователей сети. Оживление активности в web-индустрии Коми ожидается осенью. «Либо появятся новые лидеры, либо «зубры» вновь оживут», — считает VAt из «Ukhta.net».

Вероятно, увеличится количество информационных сайтов по отдельным направлениям, поскольку эта ниша в Коми пока практически пустует. Наконец, все чаще в доменных именах используются числовые элементы (почтовые и телефонные индексы, номер региона и т.д.): рекламный r11.ru, рекламно-информационный сайт 8212.ru и сайт радиостанции «Европа плюс Коми», получивший удачный адрес FM1.RU.

В обзоре использована информация агентства «КомиОнлайн», «Регионального Сетевого Информационного Центра» (www.stat.nic.ru) и других открытых интернет-источников.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июль 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Реклама


Реклама