Если открыть сайт регионального МВД и пролистать новостную ленту, то можно обнаружить, что самое часто встречающееся преступление в Коми — телефонное или интернет-мошенничество. Редакторы «КомиОнлайна» настолько устали публиковать эти факты по отдельности и удивляться наивности сограждан, что решили создать новую рубрику. В конце каждой рабочей недели мы будем собирать с сайта МВД все подобные случаи и подсчитывать, какого количества денег лишились жители республики. В декабре 2014 года мы озвучим общую сумму и количество людей, не оказавшихся, скажем так, баловнями судьбы.
Итак, неделя первая, праздничная.
Всего за десять дней на сайте МВД было опубликовано четыре новости о мошенничествах.
О первых фактах стало известно 3 января. В дежурную часть полиции Усинска 31 декабря обратился 30-летний мужчина, который рассказал, что ему на мобильный телефон пришло sms о том, что его банковская карта заблокирована. В сообщении также указывался номер телефона, на который необходимо перезвонить для устранения проблемы. По указанию мужчины, который представился сотрудником банка, потерпевший выполнил ряд операций по перечислению денег. В результате с его карты было списано 10 тысяч рублей.
Жертвами аналогичной схемы в новогоднюю ночь стали две жительницы Сыктывкара. Женщина-пенсионерка получила сообщение о снятии с ее кредитной карты денег. Перезвонив на указанный в сообщении номер, она лишилась 19 тысяч рублей. Ее коллега по несчастью также получила sms о блокировке банковской карты. Через банкомат она перевела злоумышленникам 23 тысячи рублей, воспользовавшись услугами одной из электронных платежных систем. Поверила злоумышленникам и 40-летняя жительница Воркуты. Она перевела на счет аферистов 55 тысяч рублей.
Следующая публикация появилась 5 января. В ней говорилось, что 79-летняя жительница Сыктывкара перечислила мошенникам 25 тысяч рублей. Злоумышленники, представляясь следователями по правам потребителей и обещая выплатить компенсацию за ранее приобретенные лекарства, попросили пожилую женщину перевести деньги на их счет. Пенсионерка ничего не заподозрила и выполнила все указания. Никаких выплат она, естественно, не получила и, чуть позже осознав это, обратилась в полицию.
Из новости от 8 января стало известно, что житель Сыктывкара лишился 81,5 тысячи рублей, поверив, что его банковская карта была заблокирована. Аферисты для решения проблемы предложили ему дойти до ближайшего банкомата и перевести деньги. Как только средства были списаны, сыктывкарец понял, что его обманули.
Последняя информация о мошенничествах была опубликована 9 января. В Сыктывкаре был зафиксирован случай мобильного мошенничества с «выигрышем приза». На телефон одной из жительниц города пришло sms о том, что она стала обладательницей автомобиля «Шевроле». Женщина решила проверить эту информацию и перезвонила по указанному номеру мобильного телефона. На звонок ответил мужчина, который представился оператором и сообщил о выигрыше. Для получения автомобиля аферист попросил перевести на свой счет налог от стоимости транспортного средства. Гражданка, не подозревая об обмане, перевела 23 тысячи рублей. Когда злоумышленники получили наличные, на связь с потерпевшей они больше не выходили.
В копилке: 236 тысяч 500 рублей
Пострадало: 6 человек
Элементарные правила, как не попасть на уловку мошенников
Если вам на телефон позвонил неизвестный, не спешите выполнять его просьбы, тем более, если речь идет о передаче денег. Если вам позвонили и сообщили, к примеру, об аварии, участником которой якобы стал ваш родственник, убедитесь в достоверности полученной информации. Если звонивший говорит, что родственник задержан, спросите, в какое отделение полиции он доставлен. Узнав это, позвоните в указанное отделение полиции поинтересуйтесь, действительно ли ваш родственник находится там.
Помните, что основной целью мошенников является застать вас врасплох, создать для вас внештатную ситуацию, сыграть на общечеловеческих чувствах, создать реальную картину происходящего и, используя эти факторы, получить материальную выгоду.
Непосредственной целью мошенника, для извлечения выгоды, является побуждение вас совершить одно из следующих действий:
- совершить звонок мошеннику, в ходе разговора с которым он попытается убедить вас перечислить (используя кассы, карты экспресс-оплаты, возможность перевода средств по счетам), определенную сумму денег, и не обязательно большую, либо передать деньги при личной встрече;
- совершить звонок мошеннику, в ходе которого целью злоумышленника является как можно большее время удерживать вас на линии, и в этой связи получать себе бонусы на счет;
- убедить вас о наборе на вашем аппарате определенных кодов, или сообщения вами установочных данных о себе, используемом оборудовании, платежных документа;
- отправить с вашего аппарата sms на номер контент-провайдера, заранее зарезервированный мошенниками, и тем самым снять с вашего счета определенное количество средств.
Если вы уже стали жертвой мошенников и перечислили на счет указанный злоумышленником определенную часть средств, у вас еще есть возможность вернуть хотя бы часть из них. Все зависит оттого, в какие сроки вы обратитесь к оператору и в правоохранительные органы, в каком регионе и у какого оператора зарегистрирован абонент, каким образом были перечислены деньги.
Пострадавшие от действий телефонного мошенника жители Коми могут обратиться в УФСБ, телефон (8212) 21-51-28. Также звонки принимает УВД по телефонам (8212) 28-26-85, 28-26-27, 02.
Комментарии