М.Скорсезе, известный как мастер создания фильмов о гангстерах, и в этой работе не отошел от излюбленной темы. И хотя главный герой фильма – молодой и харизматичный миллионер Джордан Белфорт (Ди Каприо) – сколачивает свой капитал на продажах акций, преуспевает он именно потому, что, говоря словами самих героев картины, делает это «почти законно». К слову сказать, Белфорт – вполне реальный персонаж американского финансового рынка, вошедший в историю как суперуспешный биржевой брокер и аферист. За все свои многомиллионные махинации он отделался легким испугом, отсидев в тюрьме не больше трех лет, а выйдя на свободу, начал проводить бизнес-тренинги и писать мемуары. Именно эти мемуары и легли в основу картины, которая с предельной точностью и сумасшедшим драйвом воспроизвела суровые трудовые будни американских миллионеров.
С первых минут фильма герой Ди Каприо прямо объявляет американский доллар главной целью своей жизни. Для достижения этой цели ему необходимы две вещи: секс, чтобы снять напряжение от работы, и наркотики, чтобы увеличить скорость мысли. И того, и другого в фильме предостаточно, что нисколько его не портит. И то, и другое Белфорт в изобилии предлагает своим подчиненным прямо на рабочем месте. Чем не работодатель мечты! Те в благодарность за проявленную заботу отплачивают ему миллионами, зарабатываемыми по несколько десятков в день (всем руководителям на заметку – налицо явный пример эффективного team building’a). Сама собой разумеющаяся безудержная атмосфера рок-н-ролла сопровождает всю эту трехчасовую вакханалию.
О плюсах этого фильма. Это комедия, над которой вы будете смеяться. Немного неточно. Это комедия, над которой вы будете смеяться почти все три часа экранного времени, иногда даже до слез, и вы нисколько не устанете от просмотра. Что этому способствует? Во-первых, фильм, несмотря на свою протяженность, смотрится очень цельно. Ни одного лишнего кадра, не говоря уже о каких-то ненужных деталях или вовсе сюжетных поворотах. М.Скорсезе действительно мастер – в картине ничего ни прибавить, ни отнять. Во-вторых, бесподобно написанные, а может, и сымпровизированные диалоги. В-третьих, конечно же, стопроцентное попадание актерского состава. Помимо Ди Каприо, который, как всегда, демоничен, настоящий восторг вызывают Джона Хилл («Человек, который изменил все», «Мачо и ботан»), Жан Дюжарден («Артист», «99 франков»), Мэтью Макконехи («Сахара», «Свадебный переполох») и собственно вся шайка-лейка белфортовской компании.
Чтобы предупредить имеющие право на существование возгласы посмотревших картину: «А в чем же мораль?», «А где же катарсис?» и «Ну, нельзя же вот так просто наворовать миллионы и отсидеть всего три года!», позволю себе заметить следующее. Действительно, главный герой как характер практически не развивается на протяжении всего фильма. Точнее его развитие идет с отрицательным маркером. В финале мы не видим раскаяния, как и не слышим многоумных сентенций о вреде его абсолютно распутного образа жизни и о пользе настоящих, истинных ценностей. И слава богу! Не в первый раз мы с интересом и даже с некоторой долей симпатии наблюдаем с экранов за историями не вполне положительных героев, сопереживаем им. Смещение системы координат произошло уже давно: вспомните хотя бы прирожденных убийц Микки и Мэллори, вороватых друзей Дэнни Оушена, а то и вовсе, прости господи, Ганнибала Лектора.
Какой тогда смысл от такого фильма, напрочь похоронившего все доброе и вечное? М.Скорсезе очень непринужденно, ненавязчиво, задорно, буйно и весело показывает нам мир настоящих дельцов, который существует параллельно с сотнями других миров. В этом мире нет места рефлексии и добродетели, потому что люди, жадно нацеленные на то, чтобы просто «рубить капусту», а потом прожигать на нее жизнь, не рефлексируют и ни о чем не сожалеют. Попадая в этот, как и в любой другой мир, человек должен играть по его законам. Джордан Белфорт стал известным в 80-90-е года XX века, но он вполне мог бы стать героем и нашего времени, потому что какое время, такие и герои.
Фильм «Волк с Уолл-стрит» уже выдвинут на пять номинаций «Оскар» (лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучшая мужская роль второго плана (Хилл), лучший адаптированный сценарий), а Л.Ди Каприо, который давно зарекомендовал себя как суперпрофессионал, не берущийся за проигрышные проекты, уже получил за свое исполнение «Золотой глобус». Хотелось бы, чтобы американские киноакадемики, склонные к политкорректности и делающие ставку на более правильных персонажей, все-таки отступили от своей традиции и выбрали победителей по заслугам.
Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Комментарии