Отправляясь на фильм о библейском потопе, следует на время забыть о первоисточнике и оставить за пределами кинотеатра оскорбленные чувства верующих. Автор «Ноя» Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер», «Черный лебедь») создал весьма вольную интерпретацию Книги Бытия. По сюжету потомки изгнанных из Рая Адама и Евы заселили планету и начали пагубно влиять на экологию. Создателю такой результат сотворения мира не понравился и он затеял всеобщую перезагрузку при помощи глобального стихийного бедствия.
Один из немногих праведников Ной (Рассел Кроу) в видениях получает предупреждение о грядущем потопе. Чтобы решить, как быть дальше, он с женой и сыновьями отправляется к «дедушке» Мафусаилу (Энтони Хопкинс) и по пути подбирает девочку (заслуженная Гермиона Голливуда Эмма Уотсон). А дальше, как и положено, строительство ковчега и «каждой твари по паре».
«Ной» представляет собой гремучую смесь из множества жанров. Это и фильм-катастрофа, и фэнтези, и психологический триллер, и псевдодокументалистика в стиле National Geographic. Автор напрочь отказывается от канонического стиля экранизации Библии и переносит Ноя на выжженные земли и покрытие зеленью горы Исландии. Визуальный ряд гарантированно вызовет восторг у зрителя. Вдобавок на экране пляшут каменные роботы, а построенный ковчег штурмуют воины в средневековых доспехах, вооруженные примитивным огнестрельным оружием. А почему бы и нет, тебе ведь не каждый день дают на съемки фильма 125 миллионов долларов.
Д.Аронофски не поленился и приплел к сюжету историю сотворения мира. И вот перед глазами зрителя в течение считанных минут разворачивается история зарождения мира, которая не оставит равнодушным ни креационистов, ни дарвинистов.
Режиссер решил на 180 градусов изменить смысл истории о всемирном потопе. В Библии ковчег был построен, чтобы выжившие праведники вновь заселили землю вместе с представителями фауны. В «Ное» главный герой приходит к выводу, что угрожающий природе человеческий род не достоин жизни в новом мире. После потопа на земле должны остаться только невинные животные. Именно поэтому он всеми силами препятствует своим сыновьям в поиске жен. В течение фильма он хладнокровно выполняет возложенную на него божественную миссию по уничтожению разумной формы жизни. Однако в финале вопреки всякой логике намерения Ноя меняются на те же 180 градусов, и вот он уже дает напутствие плодиться и размножаться. Вопрос только с кем. В ковчеге спаслись два сына, оставшихся без жен, и две новорожденных внучки. В своей вольной трактовке Д.Аранофски мог пойти до конца и показать человека, который осознал, что обрек всех своих потомков на невольный инцест. Другой возможный финал – смерть последних представителей человечества в окружении зверей и птиц. Однако режиссер, как мы помним, хочет всего и сразу, а в результате – ни рыба, ни мясо.
Актерская игра основных персонажей в «Ное» на должном уровне, однако зритель частенько будет скучать, наблюдая за очередной сценой истерики на тему «утопить внуков, как котят, или подождать еще немного». Двухчасовой фильм оказался перегружен сценами семейного быта и пафосными диалогами.
Режиссер, известный своими историями о рестлерах и балеринах, мог бы снять камерный фильм о нравственном выборе и сомнениях главного героя. Но он захотел усидеть на двух стульях одновременно, угодить и любителям экшна, и интеллектуалам. В итоге получился винегрет на любителя, в котором каждого ингредиента слишком много.
Фото с сайта kinopoisk.ru
Комментарии