Напомним, в конце мая жители усинского села Колва подняли тревогу – они заметили нефтяную пленку, что скопилась у берегов реки Колвы. После облета района специалисты пришли к выводу, что нефтесодержащая жидкость попала в водоем из-за порыва на трубопроводе ООО «Нефтяная компания «Северное сияние», которым пользовалось российско-вьетнамское предприятие ООО «РусВьетПетро». Была создана специальная комиссия для расследования причин разлива нефти. Пресс-служба ОАО «ЛУКОЙЛ» заявила, что предприятия компании, работающие в Коми, не имеют никакого отношения к разливам нефти, о которых говорится в этих сообщениях. Между тем некоторые эксперты склонны считать, что этот разлив нефти является самым крупным за последние семь лет.
А.Попов, являющийся активистом организации «Экологи Коми», рассказал, что сейчас нефть и нефтесодержащая жидкость от места разлива распространилась по реке Возьяшор (16 километров), от устья Возьяшора по реке Колве (181 километр), от устья Колвы по реке Усе (22 километра). Если не считать места с нефтяными пятнами, которые разошлись еще дальше, то общая протяженность загрязнения рек и их берегов составила приблизительно 219 километров. При этом чтобы примерно представить масштабы разлива, стоит учесть, что Колва загрязнена по всей ширине - нефть из нее вычерпывают совковыми лопатами.
Он особо отметил, что официальные данные по ущербу не соответствуют действительности и сильно занижены. Также он указал на нерасторопность и некомпетентность местных районных властей и ведомств в решении экологической проблемы. Они позже общественников среагировали на сигнал о происшествии, а в данный момент решения принимаются пассивно. А.Попов сказал, что из 67 человек, устраняющих последствия разлива, по факту работает две трети, остальная треть — управленцы. «То, что делают специалисты из СПАС «Природа», - титанический труд. Каждый день, стоя по плечи в воде, температура которой плюс десять градусов, они вычищают реку», - рассказал А.Попов. Он добавил, что к ним была небольшая претензия: нефть собиралась в баки и мешки, которые складировались на берегу. «Спустя некоторое время из мешков собранная нефть начала стекать по песку обратно в реку. Зачем делать тройную работу? Мы поругали их за это», - сказал общественник и добавил, что на следующий день замечание было устранено.
По последним данным, сообщил А.Попов, на Колве всего собрано 400 кубометров нефтешламов (сложные физико-химические смеси, которые состоят из нефтепродуктов, механических примесей (глины, окислов металлов, песка) и воды — «КомиОнлайн»). Стоит вспомнить, что самой первой официальной цифрой по разлитой нефти было три кубометра. А.Попов отметил, что сейчас на этот нефтеразлив обратили свое внимание не только регион и Россия, но и международные издания. «Всемирный фонд дикой природы» и «Гринпис» также следят за этой ситуацией.
В.Семяшкина рассказала, что в селах Ижемского района, расположенных на берегу реки Печоры ниже по течению от нефтеразлива, нефтепятен пока не замечено. Однако, по ее мнению, объемы последствий масштабны и количество разлитой нефти явно достигает цифры в пять тысяч кубометров. Это позволяет ввести режим экологической чрезвычайной ситуации. Общественница предложила обратиться к руководителю региона, чтобы он ввел режим регионального ЧС. Однако член Общественной палаты коми Дмитрий Несанелис выступил против этой инициативы. Он объяснил свою позицию тем, что статус ЧС повлечет за собой много бюрократических проволочек, тем самым решение экологической проблемы на Колве еще больше замедлится.
Все замечания, факты, свидетельства, которые А.Попов сделал во время своей поездки, будут собраны в доклад. Его отправят главе Коми Вячеславу Гайзеру на ознакомление.
Фото: общественная организация «Экологи Коми»
Комментарии