Газета «Республика» пообщалась с Людмилой Клеус, которая занимается ажурной работой по скорлупе и украшает яйца вышивкой.
«Три года назад я искала в интернете информацию по декупажу и случайно наткнулась на это чудо – резьбу по скорлупе, – рассказала изданию женщина. – Я загорелась и решила освоить необычное искусство. Но было непонятно, как это вообще делается, а спросить было не у кого. Искала информацию в интернете и решила, что разберусь сама. Перебрала кучу инструментов, которыми могла бы делать в яичной скорлупе отверстия. Потом по совету мужа купила гравер и буквально на одном дыхании вырезала за пятнадцать минут свой первый узор – бабочку. Она до сих пор хранится у меня в коллекции».
Резьба по скорлупе требует специального инструмента. Аппарат-гравер оказался слишком тяжелым для тонкой ручной работы. Поэтому Л.Клеус приобрела небольшую настольную бормашинку, которую дантисты используют для обработки зубных протезов. Легкая и удобная техника значительно облегчила работу. Деньги на новый инструмент мастер получила на прошедшей в конце 2013 года выставке «Жемчужина Севера». Ее наградили премией и вручили диплом экспертов в области декоративно-прикладного искусства за оригинальность жанра.
«Когда я работаю, то выгляжу как мельник – вся в белой «муке», – поделилась Л.Клеус. – Летом занимаюсь резьбой на даче, а для работы зимой оборудовала мастерскую в квартире».
Женщина не только занимается ажурной резьбой по скорлупе, но и украшает яйца вышивкой. Для этого атласные цветные ленточки аккуратно нужно продеть в дырочки, просверленные без единой трещинки в хрупкой поверхности. Декупаж дополняют бусинки.
Резные яичные скорлупки выглядят, как кружева. Иногда ажурную конструкцию и в руки взять страшно: пустоты больше, чем скорлупы.
Резьба по яичной скорлупе – процесс очень трудоемкий и ювелирный. Чтобы создать ажурную структуру из столь тонкого материала, требуется огромное терпение и умение. Художник вынужден строго контролировать себя, максимально расслабляться перед работой, быть спокойным и выдержанным, ни на что не отвлекаться. Одно неловкое движение, и скорлупа треснет, многочасовая работа пойдет насмарку.
«Когда режешь, то дышишь через раз, – делится секретом мастерица. – На выдохе рука может дрогнуть, и яйцо треснет».
В основном она использует пустые гусиные яйца, содержимое которых нужно извлечь через небольшую дырочку, а скорлупу вымыть и высушить. Гусиные яйца достаточно крупные и крепкие. Куриные и перепелиные – более хрупкие. Есть в запасе одно страусиное яйцо, но Л.Клеус пока не решила, что вырезать из его скорлупы.
Оказалось, что в Сыктывкаре довольно сложно найти подходящий материал. В магазинах не продают гусиные яйца, а если фермеры и предлагают этот товар, то по двести рублей за одно яйцо. Художнику это не по карману. Да и яйца бывают гнилые, с почерневшей скорлупой. Л.Клеус решила, что проще съездить за гусиными яйцами в Кировскую область.
Сейчас мастер готовится к своей первой персональной выставке. Состоится она не в Сыктывкаре, а в Санкт-Петербурге: в известном музее микроминиатюры «Русский Левша». Выставка будет работать с 24 апреля по 24 мая.
В Питер жительницу Коми пригласила президент некоммерческого партнерства «Международная гильдия мастеров» Татьяна Ковша. Она увидела работы Л.Клеус на «Жемчужине Севера» и поразилась мастерству сыктывкарки. Жители Северной столицы смогут увидеть 36 работ – это практически вся коллекция умелицы. Также на открытии выставки для петербуржцев пройдет мастер-класс.
Фото газеты «Республика» и с сайта metronews.ru
Комментарии